Экологическая культура как компонент культуры

Страница 2

Сущность экологической культуры личности, способствующей, в конечном счете, образованию и становлению экологической культуры общества может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованный, волевой, утилитарно-практической деятельности. [27. с. 30-35] Экологическое сознание включает в себя основные категории, понятия, ключевые слова, специальные и специфические экологические знания, дающие возможность целенаправленного и целесообразного вмешательства в организацию отношений к природе и в обществе людей между собой. Ядром экологического сознания является экологическое явление – действенная, аналитико-синтезирующая способность человека, дающая ему возможность осознания, понимания, выражения в понятиях, категориях и обобщениях закономерных связей и зависимостей, на основании которых возможна продуманное, научно-обоснованное вмешательство в природу, жизнь общества и отдельных индивидов, сохранение экологического равновесия.

Важную роль в экологическом сознании играет экологическое воображение. Оно представляет собой психический процесс продуктивного, творческого воссоздания в сознание основанного на выводах мышления реальных последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы и общества. Оно позволяет человеку также наделять в своем субъективном сознании чувствительностью, субъективностью, природные и общественные явления, вызывающие в его душе восторженных, трагических или оптимистический отклик.

Таким образом, экологически культурную личность образуют единство развитого экологического сознания, эмоционально-психических состояний и волевой утилитарно-практической деятельности.

Мы согласны с мнением Цветковой И.В., которая считает, что формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. [21, с. 176.]

В третьем параграфе первой главы мы проанализируем различные подходы современных педагогов к определению экологической культуры и выведем определение этого понятия.

Страницы: 1 2 


Тонкости педагогики:

Концептуальные подходы к физическому воспитанию подрастающего поколения
Всю историю развития теории и практики физического воспитания в России можно представить как борьбу противоречий между различными направлениями: гигиеническим, оздоровительным, образовательным, воспитательным, прикладным, спортивным, культурологическим и др. Преобладание того или иного направления ...

Условия формирования трудолюбия в семье
Ребенок воспитывается многими обстоятельствами. Но эффективное воспитание возможно, когда воздействие обстоятельств будут управляемы. Из всех влияний наиболее значимыми оказываются семейные. С момента рождения ребенок находится в контакте с родителями. Из социальной психологии известно, что ранние ...

Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению
Процесс развития человека – это постоянное взаимодействие с окружающей средой. Среда постоянно меняется, и сам человек, прежде всего, воздействует на неё. У него возникают новые потребности. Они побуждают человека к новой деятельности. Опираясь на знание закономерностей развития человека, который б ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru