Процесс профессионального самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций [2, с. 26]. Действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.
Главная (идеальная) цель работы по профессиональному самоопределению заключается в постепенном формировании внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, в корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). А так же в готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно – значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности [22, с. 14].
Выбирая из множества профессий, надо, чтобы воспитанник знал, чего он сам хочет (мотивы выбора):
каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать?
какая заработная плата его устроит?
какой образ жизни он хочет вести?
сколько времени и сил он сможет отдать освоению этой профессии?
Второе условие выбора профессии – учет своих способностей.
И третье условие – важно, чтобы воспитанник знал содержание профессии, какими умениями и навыками должен обладать специалист, какими психологическими качествами обеспечивается успешность в работе [8, с. 46].
Большое внимание в работе уделяется тому, что необходимо предостеречь детей от неправильного выбора профессии, к которому могут привести 2 причины:
Во-первых, искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку, превратное представление об условиях работы, оплате труда и т.д.).
Во-вторых, искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков, особенностей и т.д.) [20, с. 30].
Также следует обратить внимание на факторы, влияющие на результаты самоопределения и приводящие к неправильному выбору профессии:
Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Таким профессия артиста может привлекать тем, с какой легкостью он создает на сцене или в кино сложный образ, завоевывает популярность, славу. Но за этой легкостью стоит напряженный, длительный, будничный труд.
Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).
Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Практически все профессии непрерывно меняют свой облик.
Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии [19, с. 42].
Но помимо причин и факторов, которые могут привести к неправильному выбору профессии, воспитанники попадают в ситуации трудности выбора профессии:
когда осознает необходимость своевременности выбора профессии, но не знает вообще что хочет
когда имеются внешние и внутренние препятствия для планирования профессионального будущего
самое главное – выбрать профессию так, чтобы работа его в будущем была успешна и приносила ему удовлетворение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо [9, с. 87].
При профориентационной деятельности немаловажным фактором является психологическое сопровождение профориентации, поскольку очень важно то, какими методами и формами работы будет осуществляться деятельность [14, с. 28].
Профессиональное определение, прежде всего, важно для самого ребенка, важно, чтобы он знал, чего сам хочет, какую профессию он выберет и сможет ли, ввиду своих особенностей и возможностей, ее освоить. И из-за отсутствия родителей помочь ему в этом могут специалисты, которые с ним занимаются и хотят ему помочь.
Тонкости педагогики:
Технология социально – педагогической работы по защите прав детей
Защита прав ребенка - это защита его прав на «адекватное его природным задаткам развитие и реализацию его природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение им всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне при адаптации микрос ...
Необходимость введения стандартов
Реформа системы образования в постсоветской России осуществлялась в сложных условиях. Российское общество переживает период глубоких структурных, в частности социокультурных изменений. В системе образования, как и в обществе в целом, произошли серьезные изменения, смысл и значение которых обусловле ...
Сущность и педагогическое значение краеведения
Под краеведением понимается всестороннее изучение местными силами определенной территории края, осуществляемое на научной основе. Объекты для краеведческого изучения – природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края. При таком разнообразии объектов изучения к ...