Кризис современного школьного образования

Страница 2

Прошло три года. Положение стало еще хуже. Высшие органы законодательной и исполнительной власти самоустранились от управления образованием. Если не считать, конечно, беспрестанных перестановок министров образования. Только в 1998 году этот пост занимали В. Кинелев, А.Тихонов и нынешний министр В. Филиппов. Нет ясности по-прежнему с финансированием и «доктриной», нужна ли России система образования и какая? По заявлению В. Филиппова, у страны «на сегодняшний день» нет «НИ-ЧЕ-ГО. Ни доктрины, ни федеральной программы, ни концепции реформы, а самое главное, уверенности в том, что такая реформа нужна»[57]. Бывшая в 1993 -1996 годах заместителем министра образования М. Н. Лазутова не без основания считает, что вообще реформа образования терпит крах.

Многие рядовые учителя и руководители учебных заведений уверены в том, что развал системы образования проводится целенаправленно под давлением Запада (В. Садовничий, А. Коровицын).

Пора наконец на государственном уровне решить проблему Российского образования. Упорядочить проведение реформ. Пока царит полная вакханалия. Как отмечает в своей статье А. Коровицын, реформы начались непродуманно: «Сначала стали вводить (новые) предметы. Потом печатали учебники. Наконец вспомнили, что не худо бы и программы написать. Теперь вот стандарты разрабатывают. Вообще-то все надо было делать наоборот: сначала стандарты, потом программы и т. п. Начали сочинять новые учебники по «старым» предметам. Поэтому сейчас по любой школьной дисциплине существует в среднем по полдюжины учебников разных авторов. Выбирают их школы, руководствуясь одним им ведомыми принципами. Кому нужны девять учебников физики для восьмого класса, науке не известно»[14].

По материалам экспертного социологического исследования о ходе реформ в сфере образования [34], проведенного в феврале - марте 1998 года МГПУ среди работников этой сферы в 10 регионах страны, было определено значительное расхождение ожиданий и реальных положительных перемен, связанных с реформированием образования.

Около 20% респондентов дали положительную оценку очередному этапу реформы образования, 26% - нейтральную, 24% - отрицательную и 23% затруднились ответить. Эти данные не позволяют назвать доминирующую оценку. Указанные обстоятельства, очевидно, объясняются тем, что даже специалисты в большинстве своем не видят реальных положительных результатов реформирования образования, и сам знаковый символ «реформа» в российском менталитете и практическом опыте больше связан главным образом со сломом, поэтому, исходя из жизненного опыта и интуиции, педагогическая общественность не принимает реформу. Тем не менее необходимость изменений в системе образования признают 65%, при 12% против. Оценка очередного этапа реформирования образования коррелирует с оценкой системы образования:

36% респондентов, положительно оценивших систему образования, дали положительную оценку очередному этапу реформирования образования в РФ, против 17%, давших отрицательную оценку;

8% респондентов, из отрицательно оценивших систему образования, дали положительную оценку, против 43%, давших отрицательную.

Слом существующей образовательной системы в основном поддерживает молодежь, старшее поколение выступает за глубокое организационно-экономическое реформирование системы образования.

Приоритеты базовых принципов подготовки и проведения нового этапа образовательной реформы иллюстрирует таблица 1.

За сопряженность реформирования образования с общим ходом российских экономических и социальных реформ высказалось 75% руководителей образовательных учреждений.

Таблица 1. Приоритеты базовых принципов подготовки нового этапа и проведения образовательной реформы

Базовые принципы

Важно

Не очень

важно

Не важно

Затрудняюсь ответить

Сопряженность с общим ходом российских экономических и социальных реформ

63%

12%

7%

11%

Эволюционность

59%

11%

2%

13%

Нетотальность

36%

18%

6%

19%

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru