За необходимость на современном этапе развития общества обеспечения равенства возможностей на получение образования высказались 65% опрошенных; за ориентацию на демократизацию системы образования, реализующую права и возможности человека, - 47%; за расширение для учреждений образования полномочий юридического лица и экономической самостоятельности - 35% опрошенных.
Респонденты выделили три ступени образовательной системы, нуждающиеся в первоочередном совершенствовании: среднее образование (58%); дошкольное образование (44%); начальное образование (42%).
Осмысления требует тот факт, что респонденты, месячный доход которых не превышал 500 рублей, значительно чаще выражали позитивное отношение к коммерциализации образования (70% положительное). Респонденты с месячным доходом от 500 до 1800 рублей более сдержанны в оценке коммерциализации образования: положительное отношение выразили лишь 23% из них. Очевидно, первые предполагают повысить свой жизненный уровень за счет получения дополнительной платы за образовательные услуги.
Не отрицая положительного экономического эффекта коммерциализации образовательных учреждений, респонденты отмечают, что следует определить границы отношений между государством и образованием, чтобы устранить системный дефект в сложившихся в последнее время их взаимоотношениях.
По их мнению, эти границы обусловлены системно-дефектными отношениями, которые проявляются в невыполнении финансовых, морально-политических обязательств государства перед сферой образования, перед учителями, преподавателями вузов, учащимися и студентами; в постоянной невыплате долгов по заработной плате, стипендий; хронической задолженности образовательных учреждений по коммунальным услугам; появлении у образовательных учреждений разных форм собственности.
Исходя из этого, за границы можно принять крайние точки зрения, выявленные исследованиями МГПУ и других вузов и уже названные выше: обеспечение равенства возможностей в получении образования (65% респондентов); коммерциализация системы образования (23%).
Признаками скатывания образования к системно-дефектному состоянию респонденты назвали:
· падение уровня подготовки и переподготовки выпускаемых специалистов;
· возрастание социального неравенства в получении качественного образования;
· снижение приема в вузы на бесплатной основе;
· рост платного образования, платных образовательных услуг;
· ослабленность управления в негосударственных образовательных учреждениях.
Дефект в отношении образования с государством в решающей мере определяется кризисным состоянием самого общества. Образование, как никакая другая сфера, особенно восприимчиво реагирует на любые проявления напряженности в обществе: достаточно вспомнить студенческие волнения в городе Екатеринбурге, поводом которых послужил не сам факт сокращения финансирования образования, а только предварительная информация об этом. Поэтому особое значение в деятельности управленцев разных уровней приобретает устранение всего, что ведет к углублению противоречий в системно-дефектных отношениях. Вместе с тем мало лишь образно описывать дефектные компоненты системы «общества» и «образования». Образование и общество нуждаются сегодня в поиске и практическом использовании в управлении системно-эффективных, системно-значимых организационно-экономических, учебно-образовательных, социально-политических и иных мер государственного воздействия. Эти воздействия должны быть взаимодополняемы со стороны общества и образования, но они не должны быть параллельными и тем более противоборствующими.
Кардинальным решением проблем в сфере образования могло бы стать вхождение образования во всю совокупность общественных, а не только психолого-педагогических отношений, рассмотрение образования в качестве стратегического резерва развития общества и государства, преодоление остаточного принципа финансирования, отношение государства к образованию как к приоритетной сфере общественной жизни. Просчеты в экономическом обеспечении образования неизбежно оборачиваются необратимыми потерями. По отношению к образованию наметились две позиции. Сторонники первой полагают, что образование не может дать сиюминутно осязаемых рыночных результатов. О сторонниках второй складывается впечатление, что для них образование - непозволительная роскошь, оно может подождать. За сценой, на которой столкнулись противоположные мнения о перспективах и путях развития образования, незримо присутствует актуализируемая рынком долговременная потребность в емком рынке образовательных услуг. Образование - та цементирующая основа, приоритетный фактор, рациональное использование которого наиболее рентабельно для общества. Экономисты советского периода и экономисты западных стран давно подсчитали, что каждый инвестированный в образование рубль дает 15-20-кратную отдачу. А, к примеру, наиболее рентабельные производственные сферы - энергетика, топливная, добывающие отрасли промышленности - не выходят за пятикратное приращение.
Тонкости педагогики:
Воспитание как компонент целостного педагогического процесса
Воспитание в широком смысле – процесс передачи социального опыта от старшего поколения младшему. При этом задачи воспитателя включают следующее: передача исторического и культурного опыта, введение воспитанника в мир культуры; стимулирование процесса самовоспитания, помощь в трудных жизненных ситуа ...
Формирование федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» подготовлен и принят в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-20 ...
Общенаучные методы прогнозирования в педагогике
К общенаучным методам прогнозирования объектов всех без исключения наук относится весь арсенал средств, которыми располагает в настоящее время логика научного исследования: эмпирические методы - наблюдение, измерение и эксперимент; теоретические - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, ан ...