• духовный наставник (социальный патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме);
• социальный терапевт (содействие личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций);
• эксперт (отстаивание прав подопечного, определение методов допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы)[27].
Процесс социально-педагогического сопровождения включает в себя VII этапов.
I этап — диагностика психического и социального здоровья ребенка; При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда;
II этап — анализ полученной информации. На основе анализа определяется общее количество проблемных детей в обследуемой группе, которым необходима социально-психолого-педагогическая поддержка;
III этап — совместная разработка рекомендаций для детей, педагогов, классного руководителя, родителей; составление планов комплексной помощи для каждого участника сопровождения;
IV этап — консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем;
V этап — решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения
VI этап — анализ выполнения рекомендаций всеми участниками (что получилось? Что не получилось? Почему?):
VII этап — дальнейший анализ развития ребенка (что мы делаем дальше?)[48].
Выделение этих этапов социально-педагогического сопровождения весьма условно, так как у каждого ребенка своя проблема и для ее решения требуется индивидуальный подход. Однако для решения проблемы необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, социального педагога, классного руководителя, учителей.
Таким образом, рассмотрев проблему педагогического сопровождения, можно отметить, что педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных диагностических и коррекционных методов, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и ближайшее окружение.
Тонкости педагогики:
Анализ методик коррекции активного и пассивного словаря
у дошкольников с ОНР
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных знач ...
Использование исторических документов
на уроках истории
Еще до революции передовые учителя и методисты настаивали на широком использовании исторических документов в школьном преподавании истории. В 60-е годы М.М. Стасюлевич противопоставлял догматическому способу обучения истории по учебнику, содержащему “готовый” материал и “готовые” выводы, реальный м ...
Культурные формы системного мышления. Проблема
идеальных системных связей
Практика проектирования сложных систем и управления ими в современном мире из «элитарной» становится массовой [29]; возникает вопрос о «сворачивании» сложных форм системного мышления в знаково-символические системы. На наш взгляд, адекватной формой такой знаково-символической системы является «Новы ...