• духовный наставник (социальный патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме);
• социальный терапевт (содействие личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций);
• эксперт (отстаивание прав подопечного, определение методов допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы)[27].
Процесс социально-педагогического сопровождения включает в себя VII этапов.
I этап — диагностика психического и социального здоровья ребенка; При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда;
II этап — анализ полученной информации. На основе анализа определяется общее количество проблемных детей в обследуемой группе, которым необходима социально-психолого-педагогическая поддержка;
III этап — совместная разработка рекомендаций для детей, педагогов, классного руководителя, родителей; составление планов комплексной помощи для каждого участника сопровождения;
IV этап — консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем;
V этап — решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения
VI этап — анализ выполнения рекомендаций всеми участниками (что получилось? Что не получилось? Почему?):
VII этап — дальнейший анализ развития ребенка (что мы делаем дальше?)[48].
Выделение этих этапов социально-педагогического сопровождения весьма условно, так как у каждого ребенка своя проблема и для ее решения требуется индивидуальный подход. Однако для решения проблемы необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, социального педагога, классного руководителя, учителей.
Таким образом, рассмотрев проблему педагогического сопровождения, можно отметить, что педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных диагностических и коррекционных методов, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и ближайшее окружение.
Тонкости педагогики:
Природа как средство развития словаря детей
дошкольного возраста
Развитие словаря дошкольников - актуальная проблема методики развития речи. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Одним из путей ее решения нам представляется ознакомление с природой, формирование у детей эмоциональной отзывчивости ...
Выявление уровня развития навыков учебно-познавательной
деятельности младших школьников с ЗПР
Исследование проводилось в школе №6 г. Балея в 3 классе у учителя - Карымовой Валентины Михайловны. На протяжении нескольких лет учитель начальных классов ведет работу с детьми, у которых стоит диагноз "Олигофрения" и "ЗПР". В 3 классе 11 учащихся: 5 учащихся имеют диагноз " ...
Музыкальная культура: понятие, структура, содержание
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Б.М. Теплов называл музыку «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она ...