Сущность социально-педагогического сопровождения

Современная педагогика » Основы педагогического сопровождения опекунских семей » Сущность социально-педагогического сопровождения

Страница 3

В процессе реализации программы социально-педагогического сопровождения неослабевающее внимание необходимо уделять влиянию различных факторов среды на развитие и социализацию ребенка. Не секрет, что факторы среды несут в себе много негативного, но пытаться изолировать ребенка от внешнего мира ни в коем случае нельзя. Воспитательный процесс не должен становиться инкубационным, когда ребенок подвержен влиянию только положительных факторов. Социальный педагог должен уметь тактично помочь ребенку разобраться в том, что хорошо и что плохо.

3. В качестве исходного критерия оценки эффективности процесса социально-педагогического сопровождения выступают развитие индивидуальных качеств ребенка, способности обнаруживать у себя новые творческие ресурсы и стремление делать собственные открытия, изучая себя как личность.

В процессе социально-педагогического сопровождения личность ребенка выступает не как пассивный объект воздействия, а как активный субъект взаимодействия с социальным педагогом, психологом, учителями, родителями. Ребенку невозможно навязывать какие-либо изменения в нем самом. Только в том случае, если у ребенка будет сформирована мотивация на необходимость личностных, характерологических изменений, процесс социально-педагогического сопровождения начнет функционировать [40].

Исходя из вышеизложенного, М.М. Семаго так определяет две основные цели социально-педагогического сопровождения:

1. Сохранение естественных механизмов развития ребенка, предотвращение условий, способных деформировать характер.

2. Формирование у ребенка потребности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию [53].

Для достижения этих целей необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Если не знаете, как взаимодействовать с ребенком, остановитесь!

Закон врачей "Не навреди" в полной мере можно отнести к педагогике и психологии. Ошибка педагога или психолога обычно обнаруживается через какой-то промежуток времени, но ее последствия могут быть не менее трагичными, чем при врачебной ошибке. Поэтому прежде чем начинать социально-психолого-педагогическую деятельность с ребенком, необходимо ощутить внутреннюю готовность оказать ему реальную помощь.

2. Устраняйте из вашего общения с ребенком те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию. Исключите личную неприязнь к ребенку и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ним. Помните, что ваши негативные эмоции и нервозность могут свести на нет весь положительный эффект от общения и взаимодействия с ребенком.

3. Соблюдайте принцип сотрудничества с ребенком. Функционально-ролевым следствием процесса сопровождения должна стать активная роль ребенка в системе его взаимодействия с учителем, психологом, социальным педагогом.

4. Не фиксируйте внимание ребенка на его неудачах. Если этого не избежать, то дайте комплексную оценку их причин.

5. Не сравнивайте ребенка с кем-либо ни в положительном, ни в отрицательном аспектах. Важнейшими принципами модели социально-педагогического сопровождения являются безусловная ценность и уникальность личности ребенка, приоритетность его потребностей, целей и ценностей развития. Поэтому любое сравнение в данном случае недопустимо, так как может навредить ребенку [48].

Рассмотрим функций социально-педагогического сопровождения. Они таковы:

• Восстановительная функция. Она предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладают у детей.

• Компенсирующая функция. Эта функция проявляется в формировании у детей стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.

• Стимулирующая функция. Данная функция выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у детей.

• Корректирующая функция. Она заключается в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые происходят у детей.

• Социализирующая функция. Она направлена на предоставление возможностей ребенку для социального развития и социального познания — формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности [40].

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Методика введения понятия функции по стандартам математического образования
Функциональная линия является одной из самых важных линий в курсе математики. Без правильного введения понятия функции невозможен дальнейший процесс изучения данной линии. Поэтому далее в своей работе я буду рассматривать тему «Введение понятия функции» более подробно. В школьных учебниках существо ...

Анализ изложения темы «Тригонометрические функции» в различных школьных учебниках
В настоящее время вопросы тригонометрии изучаются в 10-11 классах в рамках 85 - часового курса "Алгебра и начала анализа". В разных вариантах тематических планов, опирающихся на учебники разных авторов, отводится от 15 до 28 часов; при этом в основном ставятся следующие цели: - ввести пон ...

Модель школы как органической системы
Рассмотрим действительность Школы исходя из критериев системного мышления, предложенных Грегори Бейтсоном. Различия Специфика Задачи такова, что хотя для всех групп она формулируется одинаково, результаты, «ответы» мы, очевидно, получаем различными. На общем заседании мы видим различные пёстрый док ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru