- наличие и/или создание в учреждении материальной базы, необходимой для организации клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью;
- целенаправленная работа педагогов по формированию клубного коллектива учащихся, обеспечению его достаточно продолжительного и стабильного функционирования;
- создание системы взаимосвязи клубных объединений с другими коллективами и социальной средой;
Б) психолого-педагогические:
- изучение и выявление интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей и умений, которые могут быть сформированы, реализованы и развиты в определенных видах клубной деятельности;
- создание условий для творческого развития воспитанников в процессе реализации ими своих потребностей, способностей. Интересов, и умений в клубной деятельности;
- учет половозрастных и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов клубной деятельности, при определении соотношения репродуктивных, продуктивных и творческих компонентов ее содержания;
- обеспечение личностной значимости и социально ценной направленности содержания клубной деятельности;
- стимулирование активности и формирование субъектной позиции воспитанников;
- реализация педагогами и воспитанниками своих личностных ресурсов в процессе жизнедеятельности клубного коллектива;
В) педагогические:
- адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации;
- комплексный характер совместной деятельности воспитанников в клубном коллективе, соответствующий его воспитательным функциям и профилю;
- сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации жизнедеятельности клубного коллектива;
- оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления клубной деятельностью с самоорганизацией ее участников;
- стимулирование самодеятельности воспитанников, направленное на их самоорганизацию и саморазвитие;
- создание субъект-субъектных отношений в клубном коллективе, как между воспитанниками, так и между ними и педагогами;
- создание, сохранение и обновление традиций деятельности и отношений в клубном коллективе. В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как образовательные учреждения дополнительного образования детей, другие – как чисто досуговые учреждения либо как общественные организации.
Целями организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий могут быть [9, с. 223]:
Социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);
Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
Создание условий, в которых дети и подростки максимально могут проявить свои потенциальные возможности;
Адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;
Компенсация дефицита общения в школе, семье, среде сверстников;
Дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников.
Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства:
- помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
- помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение образовательного учреждения;
- привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства.
Не углубляясь в многогранность понятия «форма», отметим только то, что имеет принципиальное значение для понимания формы как объединения людей.
Форма - установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо [4,с. 249]. В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам - клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Каждая из них имеет свои специфические, отличительные признаки, но полное описание их практически неосуществимо, так как реальная жизнь постоянно вносит свои коррективы в содержание образовательного процесса.
Но для повышения эффективности управления функционированием и развитием учреждения важно ответить на вопросы: какие формы объединений сложились и действительно ли они соответствуют своему названию (идеальному образцу)? Существует ли между ними преемственность в структурной организации образовательной среды учреждения? Соответствуют ли они содержанию и результатам педагогического процесса?
Тонкости педагогики:
Общенаучные методы прогнозирования в педагогике
К общенаучным методам прогнозирования объектов всех без исключения наук относится весь арсенал средств, которыми располагает в настоящее время логика научного исследования: эмпирические методы - наблюдение, измерение и эксперимент; теоретические - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, ан ...
Способности и одаренность в младшем школьном возрасте
Всем приходилось слышать о вундеркиндах, еще в дошкольные годы поражающих своими удивительными способностями. Но как они проявляют себя в дальнейшем? С одной стороны, многие выдающиеся люди уже в детстве блистали незаурядными способностями. Но, с другой стороны, выдающиеся умственные проявления реб ...
Особенности реализации информатизации в начальной школе
В связи с изменением экономической жизни, изменилась и структура образования. Наряду с основной формой обучения выделился блок, в котором информатику как обязательный предмет начинают изучать с первого класса по одиннадцатый. В этой связи актуальными становятся вопросы создания учебных программ неп ...