Градация высших учебных заведений

Современная педагогика » Система образования Германии » Градация высших учебных заведений

Основу системы обучения в Германии составляют 78 университетов (Universitaet) и приравненных к ним вузов: классические университеты, технические университеты (Technische Universitaet) (инженерия), общие университеты (Gesamthochschulen) (специальное профессиональное образование и научные исследования), педагогические институты (Paedagogische Hochschulen), медицинские колледжи, философско-теологические и церковные колледжи (Theologische Hochschule), колледж спорта. К числу вузов неуниверситетского типа принадлежат профессиональные высшие школы (Fachhochschulen) (профессиональное образование в сферах бизнеса, экономики, сервиса, сельского хозяйства и прикладного искусства) и колледжи искусств (Kunsthochschule и Musikhochschule). В землях Гессен и Северный Рейн-Вестфалия есть вузы, объединяющие под одной крышей и классические университетские программы, и более короткие специализированные. Существует и чисто немецкий тип вуза. Это — профессиональная академия (Berufsakademie). Туда отбирают только сотрудников немецких фирм, поэтому у иностранца шансы попасть в профессиональную академию практически отсутствуют.

Все университеты Германии можно разделить на три типа:

Первый — классические “старые” университеты с богатой историей и традициями, уходящими корнями в Средневековье: Гейдельбергский университет, университеты во Фрейбурге, Тюбингене и ряде других городов. Изначально в их состав входили лишь философский, медицинский и теологический факультеты, но с течением времени добавились и другие направления подготовки, хотя эти факультеты по-прежнему остались ведущими.

Второй — это университеты, которые получили свой статус в процессе преобразования технических и других отраслевых вузов. Например, высшая техническая школа в Ганновере в 1968 году получила статус технического университета, а затем, в 1978 году, была преобразована в университет. К этой группе относятся также технические университеты (Technische Universitaeten) и приравненные к ним по статусу высшие технические школы (Technische Hochschulen) в Аахене и Дармштадте. Граница между техническими университетами и просто университетами часто условна: так, некоторые университеты имеют технические факультеты (в Ростоке), а, технические (университет Кароло-Вильгельмина в Брауншвайге) — отделения гуманитарных и общественных наук.

Третий тип университетов — вузы, возникшие в последние 30–40 лет на пике стремительного развития системы высшего образования в Германии. Это Рурский университет в Бохуме, университеты в Констанце, Регенсбурге, Билефельде, другие новые университеты и частные вузы. Все они (пожалуй, за исключением университета в Бохуме) не могут конкурировать с классическими по разнообразию направлений подготовки.

Объединенные высшие школы есть в Дуйсбурге, Эссене, Вуппертале, Зигене, Падерборне и Касселе. В этих учебных заведениях имеются интегрированные курсы для совместной подготовки специалистов прикладного и научного профилей, совмещая программы университетов и специальных вузов. Например, в земле Северный Рейн-Вестфалия, где больше всего учебных заведений такого типа, принята так называемая Y-модель: на базовом этапе обучения (2 семестра) студенты занимаются по единой для всего отделения программе, а на этапе специализации они разделяются на два потока, один из которых занимается по сокращенной программе (6 семестров), другой — по полной (8 семестров). Обучение как по краткому, так и по полному циклам завершается сдачей выпускных экзаменов и защитой дипломной работы. Выпускникам краткого цикла присваивается Диплом I, полного цикла — Диплом II, эквивалент университетского диплома. К объединенным высшим учебным заведениям относится и заочный университет в Хагене. Этот дистанционный вуз, где обучается почти 44 тысячи студентов, предлагает обучение по специальностям, пользующимся наибольшим спросом: право, экономика, гуманитарные и социальные науки. Он имеет более 60 региональных отделений и три учебных центра — в Австрии, Венгрии и Швейцарии.

Кроме университетов, обучение в Германии проводят вузы неуниверситетского типа. К ним принадлежат профессиональные высшие школы (Fachhochschulen). Fachhochschulen возникли на базе инженерных школ, аналогов наших профессиональных училищ. В 1976 году они были включены в систему высшего образования. Постепенно их уровень рос: наряду с подготовкой специалистов они стали заниматься проведением прикладных научных исследований, требования к профессорско-преподавательскому составу повысились. В настоящее время в Fachhochschulen проходит обучение около четверти всех студентов. Вузы этого типа готовят специалистов 120 профилей: инженеров, экономистов, дизайнеров и профессионалов в других областях. Для студентов Fachhochschule обязательной частью программы является два семестра практики. Большинство специальных вузов невелики — от одной до пяти тысяч студентов.


Тонкости педагогики:

Особенности нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Нарушения речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Д.И. Орловой, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах вспомогательной школы выраженные де ...

Отбор учебного материала
Конспект темы: Адресациия в IP-сетях. В стеке TCP/IP используются три типа адресов: локальные (называемые также аппаратными или физическими), IP-адреса (называемые также сетевыми, логическими или протокольными) и символьные доменные имена. MAC-адрес состоит из двух частей – 24-разрядного уникальног ...

Преподавания как деятельность
Преподавание – один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и опосредованной ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru