Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья

Современная педагогика » Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья

Страница 2

Исследователи предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма человека - реализации генетической безусловно рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности. В соответствии с этим, здоровье может быть определено, как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ, безусловнорефлекторных, инстинктивных процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, направленных на социальную и культурную сферы жизни.

Состояние здоровья определяется функцией физиологических систем организма с учетом полового и возрастного факторов, а также зависит от географических и климатических условий. На основе этих критериев дается формальное заключение о нем при наборе в армию, приеме на работу, в учебные заведения, при оценке ответственности за различные наказуемые преступления и т.д. Состояние здоровья не исключает уже имеющегося в организме, но еще не обнаруженного болезнетворного начала. Оно не исключает также колебаний в самочувствии человека. Следовательно, понятие здоровья, хотя и противопоставляется понятию болезни, но может быть связано с последним многочисленными переходными состояниями.

Отсюда возникает понятие о субъективном и объективном здоровье, когда, с одной стороны, при плохом самочувствии отсутствуют объективные подтверждающие его данные, с другой, когда эти данные отмечаются, а самочувствие остается до определенного времени хорошим. Отсюда также возникло понятие "практически здоровый человек" - определенное состояние, при котором объективно имеются патологические изменения, не отражающиеся на жизненных восприятиях и работоспособности человека.

В настоящее время выделяют несколько компонентов здоровья

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер, от развития самосознания и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье - это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

Оно относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

4. Нравственное здоровье - комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье связано с общечеловеческими понятиями добра, любви, красоты и определяет духовность человека.

Интересный, с нашей точки зрения, подход к рассмотрению проблемы здоровья, к формированию его культуры предложил В. М Розин. Он понимает и трактует здоровье как феномен культуры, как фактор социальной эволюции. По определению автора "здоровье не является естественным феноменом, это социальный артефакт, неразрывно связанный с социальными и медицинскими технологиями. Но осознается этот артефакт обычно в превращенной форме (как естественный феномен), последнее объясняется необходимостью оправдать медицинские технологии "природой человека"".

Рассматривая здоровье как философскую проблему, как феномен культуры В. М Розин предлагает два основных дискурса здоровья - медицинский и духовно-экологический. Представление о дискурсах сегодня является достаточно распространенным в философии и социологии, но разные авторы вкладывают в это понятие разное содержание. В философии и социологии дискурс - это сложная совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают. Для автора дискурс - это, во-первых, указание на определенный подход к изучению, во-вторых, выражение в языке интересующего исследователя явления, в-третьих, дискурс позволяет понять, как исследователь считает возможным влиять на рассматриваемое им явление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Методика проведения контрольного эксперимента и анализ результатов исследования
На заключительном этапе нашей экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах, после всех проведенных занятий, мы проверили уровень усвоения знаний(контрольный эксперимент). Были составлены тесты второго уровня. Задания тестов были следующими: 1 вариант 1. Конвертер- это … Эталон ...

История патриотического воспитания в России
Обратимся к истории воспитания патриотизма в нашей стране. Россия всегда была духовной страной с высокоразвитыми культурными традициями. Развитие культуры и просвещения народов России имеет многовековую историю. Еще в Киевской Руси первое упоминание об организации обучения и воспитания детей относи ...

Виды и формы развлечений
Рекомендуется в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, во время которых дети в интересной, увлекательной форме получают сведения об окружающей жизни, о живой и неживой природе, узнают поучительные истории о взаимоотношениях между разными ее обитателями. Вызывая ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru