Определение понятий способность, одаренность

Страница 3

эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д.

настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;

творчество - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п. ;

интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п. [16]

Несколько по-другому, более интегрально можно представить проявление одаренности через:

Доминирование интересов и мотивов;

Эмоциональную погруженность в деятельность;

Волю к решению к успеху;

Общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;

Понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;

Бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое");

Стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты);

Многовариантность решений;

Быстроту решений, оценок, прогнозов;

Искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Здесь, существует определенная иерархия связей, зависимостей, и эту совокупность можно представить, имея в основе ту или иную фундаментальную позицию, несколько по-другому; исходя из предположений о шести основных параметрах, а именно:

Сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;

Проявление творчества;

Проявление интеллекта;

Динамика деятельности;

Уровни достижений;

Эмоциональная окраска.

По каждому из указанных параметров можно выделить основные определяющие признаки.

Выделим основные типы творческой деятельности:

научно-логический;

технико-конструктивный;

образно-художественный;

вербально-поэтический;

музыкально-двигательный;

практико-технологический;

ситуативный (спонтанный, рассудительный).

Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:

реконструктивное творчество;

комбинаторное творчество;

творчество через аналогии.

Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:

пониманию и структурированию исходной информации;

постановки задачи;

поиску и конструированию решений;

прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.

Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы:

медленный;

быстрый;

сверхбыстрый.

Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три условия:

Желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);

Достичь результата высшего класса;

Реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.

В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа:

вдохновенный (иногда эйфорический);

уверенный;

сомневающийся.

Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности - научной, технической, педагогической, художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности.

Беда в том, что современная психологическая наука аналитична. За задатками - анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности не видно реального - действующего человека

Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная нереализованная способность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Механизм моторной алалии
Под механизмом того или иного дефекта речи следует понимать нарушения структуры и функционирования языковой функциональной системы. Механизм можно рассматривать в разных аспектах. Существующие концепции объяснения механизма алалии условно можно разделить на три группы: сенсомоторные; психологически ...

Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста
Прежде чем мы перейдем к характеристике особенностей игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста, рассмотрим определение понятий «игра», «ведущая деятельность». В филологии, педагогике и психологии термин «игра» имеет разные толкования. Наиболее подробно понятия «игра», «играть» дает В. ...

Функции координатора рабочей группы
Ситуация в работе группы над Задачей меняется быстро и неожиданно, координатору недостаточно иметь набор конкретных техник, каким большим бы он не был, всегда может возникнуть новая ситуация, такая, что ни одна из этих техник не подойдёт. Тогда координатор, не имеющий стратегии, будет закрывать, от ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru