Выделяя сравнивая различные приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим маcтерством.
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).
Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются "ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда.
Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.
Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.
Многолетние исследования творческой деятельности, в частности, структуры одаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов, дают определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических положений относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества.
Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых во вне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.
В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты:
биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.
А.М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей, выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее:
доминирующую роль познавательной мотивации;
исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
возможности достижения оригинальных решений;
возможности прогнозирования и предвосхищения;
способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Считаю принципиально важным отметить, что одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования "творческого человека". Исследования позволяют выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие:
задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;
интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;
любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;
быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;
склонность к постоянным сравнением, сопоставлениям, выработке эталонов для последующего отбора;
проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;
Тонкости педагогики:
Глаголы, характеризующие коллективизацию в романе
Глаголы, воссоздающие события коллективизации, подчеркивают ее насильственный характер. Проводить коллективизацию — значит ломать народ (18) задача организаторов ее на местах — обработать (31) тех, кто затуманен классовым врагом, и затоптать в землю (31) тех, кто встанет поперек путя (31). [10, c.4 ...
Состояние федерального и регионального компонентов в государственном
образовательном стандарте
Внедрение национально-регионального компонента содержания образования, предусмотренного Законом РФ «Об образовании», в учебный план осуществляется как через выделение региональной составляющей в базовых курсах истории, географии, искусства, биологии, трудовой и физической подготовки учащихся, так и ...
Ранняя коррекционная помощь в Республике Беларусь
Для детей со множественными и тяжелыми функциональными нарушениями ранние годы являются критическими, и чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем она будет эффективнее. Программы раннего вмешательства сегодня интенсивно развиваются во многих странах. В США действуют целые службы раннего вмешател ...