для развития внимания и памяти проводились занятия по русскому языку, фрагменты занятий представлены;
развитие мелкой моторики пальцев рук.
лепка: используется воск, тесто.
шнуровка, штриховка, обводка, мозаика.
выкладывание узора, картинки из семечек арбуза, пуговиц, счетных палочек.
Второй этап
Цель: коррекция звукопроизношения.
В первую очередь для коррекции отбирались те фонемы, которые более сохранены, а также те, моторные координации которых наиболее просты.
Применялись распространенные приемы установки звука:
По подражанию;
От артикуляционной гимнастики;
От сохранной фонемы;
Механический.
Параллельно шла работа по формированию понятия «звук». Затем закреплялось правильное произношение звука в самостоятельной речи:
Звук закрепляется в изолированном виде;
В различных слогах (вводился анализ слога);
Закрепление звука в словах;
Закрепление звука на основе предложения.
Использовался прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа – буквы, т.е. включалась работа по коррекции нарушений письменной речи (запись слогов, слов).
Чтобы закрепить сформированную артикуляцию, дети должны уметь слышать этот звук. Работа по развитию фонематических процессов проводилась по плану:
Опознание изучаемого звука в чужой речи.
Детям предлагается послушать текст и определить, какой звук встречается чаще всего. Текст подбирается так, чтобы изучаемый звук находился в начале, средине и конце слова. Далее проводилась работа по опознаванию изучаемого звука в ряду других звуков. При этом сначала предлагались звуки отдаленные по акустико-артикуляционным признакам, затем близкие. Дети должны прослушать звуковой ряд и поднять специальную карточку (букву), когда услышит изучаемый звук.
Опознание изучаемого звука в слогах.
Детям предлагаются слоговые ряды; услышав слог с изучаемым звуком они поднимают сигнальную карточку. Предлагаемые слоги не должны включать оппозиционные звуки.
Опознание изучаемого звука в составе слогов.
Для прослушивания предлагался ряд слов, которые содержали и не содержали изучаемый звук. Детям предлагалось не просто услышать, но и запомнить, а затем повторить слова, в которых есть изучаемый звук.
Сыр, кран, усы, торт, нос, рыба.
Опознание изучаемого звука в составе предложения, текста.
Педагог читает предложение или текст, дети поднимают специальную карточку, услышав нужный звук. Посчитать, сколько раз звук встретился в тексте. Дети учатся опознавать звук, руководствуясь восприятием звука и его артикуляцией, но на основе собственных представлений.
После того, как дети освоили данный вид работы , проводилась работа по включению звука в фонематический анализ.
В основе этого вида работы лежит формирование внимания детей на звуковую сторону речи, научить выделять звуки, необходимо организовать ориентировку в звуковом составе слова на тех звуках, которые ребенок произносит правильно.
Фрагменты занятий по коррекции нарушений письма представлены в Приложении Д.
Таким образом, при подборе содержания коррекционного процесса основное внимание уделялось коррекции ведущих нарушений в структуре дисграфии. Индивидуальная работа по коррекции нарушений письма сочеталась с фронтальной работой и учитывала все особенности нарушения речи детей младшего школьного возраста.
Тонкости педагогики:
Содержательные компоненты воспитания
Соответствующими целям воспитания качествами, навыками, системой знаний и устойчивыми привычками воспитанники могут овладеть через следующие содержательные компоненты воспитания умственное воспитание – направлено на развитие интеллектуальных способностей человека, широты кругозора, интереса к позна ...
Психолого-педагогические особенности младших подростков
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет - периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физ ...
Анализ организации педагогической работы в ДОУ
В основе воспитательно-образовательного процесса лежит «Программа воспитания и обучения» под редакцией М. А. Васильевой. ДОУ осуществляет сотрудничество с культурными и образовательными учреждениями города, с детской поликлиникой, социальной службой. Интерьеры ДОУ оформлены с учетом современного ди ...