Формы и методы коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией

Современная педагогика » Формы и методы коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией

Актуальность проблемы изучения нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией определяется прежде всего тем, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводится именно тогда. Именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики познавательных процессов.

Анализ зарубежных и российских работ по проблемам школьной неуспеваемости позволяет условно определить два направления исследований.

В рамках первого направления акцент делается на изучение психофизических и психологических механизмов нарушения письма (Андреева Н. Г., Эльконин Д. Б, Корнев А.Н., и др.) /1,35,12/.

Второе направление исследований в большей степени затрагивает педагогический аспект преодоления затруднений в сформировании навыков чтения и письма (Левина Р.Е., Лалаева Р.И., Спирова Л.Ф., Садовникова И.Н., и др.) /17,20,29,30/.

Однако в последнее время всё чаще встречается системный подход к устранению трудностей в обучении чтению и письму.

Здесь можно говорить о психологической неготовности к овладению речевой деятельностью. В частности, недостатки временных и пространственных представлений у детей приводят к стойким ошибкам на письме. Это связанно с тем, что формирование одной из основных операций письма, а именно моделирование звуковой стороны слова с помощью букв, оказывается сложным процессом. Как известно, реализация данной операции происходит в два этапа:

1) установка временной последовательности фонем, из которых состоит слово;

2) дальнейшая трансформация её в пространственную последовательность букв. Таким образом, нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к возникновению стойких и множественных дисграфических ошибок оптического характера.

Проблемы усвоения навыков письма во многом объясняются особенностями учебной деятельностью школьников: учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания педагогов дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки /24,с.33/.

Работа по устранению затруднений в усвоении навыков письма непосредственно относится к сфере профессиональной деятельности логопеда. Начиная с детского сада, приходится уделять особое внимание детям, страдающим общим недоразвитием речи (ОНР), фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР) и другими видами речевых нарушений. Логопед оказывает не только коррекционную помощь детям, но и применяет клинико-психологические подходы к изучению причин возникновения устойчивых ошибок при чтении и на письме /24,с. 34/.

Учителя, у которых в классе находятся «безграмотные» ученики, осваивают современные педагогические технологии. Ведут поиск инновационных форм по оказанию дифференциальной и индивидуальной помощи неуспевающему ребёнку. Мастерство учителя заключается в учении преодолеть стереотипы в отношении к «трудным» детям, у которых по-разному складывается школьная судьба.

Не оставляют равнодушными к проблеме школьной неуспеваемости и родителей учащихся. Их интуиция оказывает не меньшую помощь, чем профессиональные усилия других специалистов, работающих с детьми в условиях учебного процесса.

Сейчас в каждом классе встречаются дети с нарушениями письма. В медицинских документах у них нет диагноза, который не позволял бы обучаться в общеобразовательной школе. Однако учителя в отношении таких учеников настойчиво утверждают о существовании у них объективных сложностей в процессе чтения и письма.

Не всегда учебная неуспеваемость ограничивается только ошибками в тетради. Практика показывает, что при недостатках чтения и письма у детей школьная жизнь может также не ладиться из-за эмоциональных и поведенческих нарушений.

К резкому увеличению количества детей с нарушениями письма приводит сложившаяся практика обучения грамоте в начальных классах:

неоправданная обязательность владения навыком чтения на начало обучения; сокращение букварного периода;

требование безотрывного письма;

ранний отказ от письма в «узкую, косую» линейку и др.

Актуальность исследования определяется тем, что система коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста недостаточно разработана. Ее теоретическое обоснование представляет в настоящее время малоизученную, но актуальную проблему. Современные подходы к образованию детей требуют новых форм и методов обучения детей и коррекции различных нарушений.

Цель исследования: поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.

Объект исследования: нарушение письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.

Предмет исследования: коррекция нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.

Задачи в соответствии с целью исследования:

изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией;

выявить эффективные методы и способы нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией

разработать и апробировать программу коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией, определить ее эффективность

Гипотеза исследования: процесс коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста будет результативнее, если коррекционную работу строить с учетом особенностей формирования психологической базы речи, с использованием специально подобранных методов и приемов.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и логопедической литературы, диагностические мероприятия по обследованию и выявлению проблем нарушений письма у детей с дисграфией, педагогический эксперимент, обработка и интерпретация результатов.

База исследования: МОУ средняя школа с. Новостепановка Свободненского района, начальные классы. Выборка проводилась по письменным работам. В педагогическом эксперименте приняли участие 10 человек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что найдены новые пути коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией, материалы данного исследования могут применяться при разработке методик для педагогов по коррекции нарушений письма у детей с дисграфией не только младшего школьного возраста, но и старшеклассников.


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru