Психолого-педагогические основы навыков чтения

Страница 3

Исследования загвоздки связи техники чтения и понимания, исследования генезиса чтения, его психологической конструкции на различных этапах овладения чтением, исследования вопросов обучения чтению, роли материала чтения (текста), его характеристик в чтении - узнавании и понимании текста - это социо-психологические и лингвистические исследования.

Специальное место в ряду указанных направлений занимает постижение задачи взаимодействия конструкции чтения, его техники и понимания читаемого. Возникли работы, в которых обсуждался вопрос о связи сенсомоторного и семантического ярусов при чтении. В работах Дж. Мортона было представлено, что у опытного чтеца сенсомоторная сторона подчинена главный задаче чтения, его цели - пониманию.

Имеется всеобщее расположение, приобретшее выражение в работах С.Л. Рубинштейн, тот, что писал, что каждый текст есть лишь условие мыслительной деятельности: то, что непредвзято содержится в тексте, может приобрести и субъективную форму в голове читателя, и эта субъективная форма существования есть итог собственной мыслительной деятельности читателя.

Вначале обратимся к обзору движений глаз при чтении. Допустимо, ли представить себе движение глаз в виде сурово последовательных, ритмичных осуществляемых движений, имеющих опору в буквах текста. Движение глаз во время чтения идет прыжками. Быстрота передвижения глаз настоль огромна, что вероятность чтения в данный момент исключена. Процесс чтения осуществляется в момент остановок (фиксаций) глаз.

Соотношение различных движений глаз - вперед и назад по тексту, остановки - не бывает непрерывным и меняется в зависимости от различных факторов - самого текста, условий чтения, установок читателя, способности читателя проникнуть в толк. Все это указывает на трудность зрительного восприятия в структуре чтения.

Зрительные процессы в акте чтения невозможно рассматривать как некоторые отдельные образования: они подчинены стержневой задаче чтения - отражению заключенного в рассказе оглавления.

Безошибочное восприятие - основное условие положительного понимания читаемого. Независимая целенаправленность читателя на осознание автора (т.е. на поиск авторских оценок, относящихся к внутреннему миру героев) и правильное чувствительно-оценочное отношение к прочитываемому тексту являются значительными моментами, характеризующими развитую читательскую действие.

Чтобы исключить различное толкование термина " навык чтения", главное оговорить, какое оглавление вкладывается в него. В.Г. Горецкий и Л.И. Тикунова считают, что комплекс знаний и навыков, тот, что в школьном обиходе для краткости именуют "навык чтения", может быть представлен в всеобщем виде дальнейшей схемой (Рисунок 1):

Периферийное место в данном комплексе занимает такой компонент (качество), как осмысленность, осознание того, что прочитывается. Все иные компоненты навыка чтения составляют его техническую сторону либо то, что разумеется под техникой чтения. Она подчинена смысловой стороне, пониманию. Качество навыка чтения, уровнь его сформированности - это не только итог занятий чтением, это не только продукт уроков изумительного и внеклассного чтения, но и ученического чтения разных текстовых материалов на уроках по каждым иным учебным дисциплинам.

Рисунок 1. Комплекс умений и навыков в обучении чтению

Книга обучает только тогда, когда школьник может трудиться с книгой, может читать. От знания читать, т.е. понимать прочитанное, во многом зависит и воспитание, и умственное становление.

Педагог Г.Г. Граник и прочие ученые рассматривают работу с книгой, раньше каждого как обучение пониманию ее оглавления.

Знание читать может оцениваться по дальнейшим основным показателям:

- скорость чтения;

- запоминание;

- осознание и принятие читаемого текста.

Скорость чтения должна быть в оптимальном диапазоне с учетом возраста и динамики протекания психической деятельности учащихся. При определении скорости чтения нужно рассматривать, что она зависит от характера. Скажем, у интроверта она может иметь замедленный нрав. Ускорять ее не неизменно желанно, т.к. при этом может страдать осознание текста. Осознание является одним из основных показателей переработки текста.

Педагог Кудина Г.Н. считает, что для определения уровня читательской деятельности целенаправленность на авторские оценки в определенном смысле более важна, чем целенаправленность на внутренний мир героев, потому что последняя возникает по мере всеобщего психического становления с возрастом, а первая может появиться лишь в итоге целеустремленного обучения литературе. Осознание произведения требует овладения методами работы читателя с текстом.

В чувствительно-оценочном отношении читателя к рассказу дозволено выделить: всеобщую оценку (позитивную либо негативную) и модально- специфические чувствительные реакции (веселье, горечь, тревога). Младшие школьники, пытаясь объяснить свое правильное отношение, дают результаты типа « нравится», так как « увлекательный», а «увлекательный», потому, что «отличный». Те дети, которые дают обстоятельные результаты, не неизменно адекватно толкуют текст, что свидетельствует об отсутствии прямой связи между пониманием рассказа и отношением к нему.

Страницы: 1 2 3 


Тонкости педагогики:

Формирование личности в раннем возрасте в контексте детской психологии и возрастной педагогики
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется многогранность и сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслужив ...

Составление проблемы ценностного отношения к природе у дошкольников и ее анализ в практике работы дошкольных учреждений
На основе проведенного теоретического исследования и согласно задачам курсовой работы был разработан педагогический эксперимент. Цель эксперимента - практически выявить роль труда в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста. Эксперимент проводился на базе ГУО ясли-сада №3 г. Житк ...

Нравственность и народные традиции
Долгие годы социализация личности не обострялась проблемой поколений. Каждый представитель нового поколения должен был приобщаться к тем ценностям, идеалам, знаниям, умениям, которые вырабатывались его предками. Основным критерием деятельности и поведения был принцип: "Так поступали твои деды ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru