Духовность как ценностная ориентация старшеклассников лицея

Современная педагогика » Исследование ценностных ориентаций старшеклассников » Духовность как ценностная ориентация старшеклассников лицея

Страница 3

Современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере человека, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношения ко всем явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обуславливая направление и содержание развития личности. Формирование ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска в смысле жизни, самоопределения в обществе. Это позволяет предположить, что кардинальные сдвиги в жизни общества должны повлечь за собой существенные изменения в ценностных ориентациях современных старшеклассников.

Проводилось сравнительно-историческое исследование ценностных ориентаций подростков и юношей, полностью повторяющее эмпирическую схему работ, проведенных в лаборатории научных основ детской практической психологии. Психологического института РАО в 70 – 80х. годов прошлого века проявляются как в отношении терминальных, так и инструментальных ценностей (прил.В).

Современные старшеклассники среди терминальных отдают предпочтения таким ценностям, как «любовь», «наличие хороших верных друзей». В конце прошлого века эти ценности имели средний рейтинг. Напротив, в 70-80е годы, доминировала такая ценность, как «счастье других», а сегодня относится к наименее значимым. Подобная тенденция, хотя и в менее яркой форме, проявилась в отношении таких терминальных ценностей, как «творчество», «красота природы и искусства».

Среди инструментальных ценностей современные юноши и девушки выделяют «образованность» и «рационализм», занимающее у старшеклассников 70-80х годов прошлого века одно из последних мест.

Такие первостепенные инструментальные ценности для старшеклассников прошлого века, как «высокие запросы» и «непримиримость к недостаткам», в настоящее время занимает одно из последних мест.

Незначимыми сегодня являются и такие инструментальные ценности, как «аккуратность», «исполнительность», имевшее в конце ХХ века рейтинг несколько выше среднего. Современные данные характеризуются также значительно большей индивидуальной вариативностью результатов.

Можно сделать вывод, что современные старшеклассники ориентированы на терминальные ценности межличностного общения, реализуемые в ближайшем окружении, в то время как их сверстники прошлого столетия – на общественно значимые и гуманистические ценности. Преобладающие сегодня инструментальные ценности характеризуют тип «современного предпринимателя», в то время как ценности 70 – 80х годов характеризуют тип «исполнителя»

Таким образом, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных старшеклассников, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций.

Глоссарий

№ п/п

понятие

содержание

1

2

3

1

Мировоззрение

Взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека.

2

Подростковый возраст (отрочество)

Период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности

3

Юность

Период развития человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни

4

Ценность

Абстрактный или общий принцип относительно моделей поведения в рамках определенной культуры или общества, рассматривается как очень значимый в процессе социализации

5

Инструментальные ценности

Используемые для достижения обычных целей, рассматриваются личностные положительные черты, которыми должен обладать человек (вежливый, ответственный, способный и т.д.)

6

Терминальные ценности

Ценные сами по себе, к чему стоит стремиться в жизни (комфортная жизнь, внутренняя гармония, признание, уважение, надежная семья, и т.д.)

7

Компетентность

Психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящее из чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением

8

Самооценка

Ценность, которая приписывается отдельным качествам индивида, оценка своих возможностей качеств и места среди других людей

9

Нравственность

Принципы или модели поведения, которые являются проявлениями принципов, оцениваемые с точки зрения их правильности и неправильности

10

Ценностные ориентации

Важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения или стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных ценностей

Страницы: 1 2 3 


Тонкости педагогики:

Психологические особенности и признаки детей с СДВГ
Отставание биологического созревания ЦНС у детей с СДВГ и, как следствие, высших мозговых функций (преимущественно регулятивного компонента), не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки. Довольно часто гиперактивные дети сообра ...

Становление прогностических функций педагогики: от Платона до наших дней
Процесс осознания прогностических функций, органически присущих педагогической науке, занял длительный период в истории развития образования. В педагогических сочинениях далекого прошлого, в трудах Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтиллиана и многих других древнегреческих и древнеримских философо ...

Причины и способы устранения типичных ошибок при выполнении раздела «Аудирование» ЕГЭ
Аудирование отнюдь не является легким видом речевой деятельности. В статье З.А. Кочкиной отмечается, что «…усвоение иностранного языка и развитие речевых навыков осуществляется главным образом через аудирование» [25]. Поэтому аудирование вызывает наибольшие трудности. Результаты выполнения ЕГЭ по а ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru