Духовность как ценностная ориентация старшеклассников лицея

Современная педагогика » Исследование ценностных ориентаций старшеклассников » Духовность как ценностная ориентация старшеклассников лицея

Страница 1

Проанализированы подходы к понятию «духовность», которые являются необходимыми для формирования высококультурной личности. Приведены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций лицеистов.

В настоящие время российское образование, как и общество в целом, вступило в новый этап своего развития. Этот период напрямую связан с переменами менталитета общества и личности, а также изменением ценностных ориентаций, в первую очередь, у подрастающего поколения.

Измененная система ценностей приводит к необходимости осмысления такого базового компонента, как духовность. Именно духовность является той поступательной сущностью человека, которая обеспечивает ему полноценное развитие и саморазвитие, усвоение социального опыта с целью преобразования собственной природы. Выступая стержневым компонентом личностной системы ценностей, духовность, по мнению Л.П. Буевой, становится «показателем существования определенной иерархии ценностей, целей и способностей».

Направленность современного образования на формирование духовных ценностей у детей и подростков способствует созданию условий к укреплению базовых общечеловеческих ценностей. Для более четкого представления определенных человеческих условий, стимулирования духовного развития человека обратимся к уточнению понятия «духовность». Само по себе оно многогранно. И все же существует ряд определений, позволяющих выделить базовые критерии и признаки духовности.

В исследовании Л. Степаненко «Философия и история образования» подчеркивается, что философское понятие «духовность» включает в себя прежде всего устремленность к возвышенному, идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам. Такую позицию мы находим в работе И.М. Ильичевой, где духовность рассматривается как «постоянный возврат человека к человеческому в себе» и как способность создавать внутренний мир, мир индивидуальных смыслов. Опираясь на индивидуальные смыслы, личность получает возможность преодолевать жестокость жизненных ситуаций, проблем. Именно в этот период появляется готовность подняться из состояния повседневности в сферу достойного, истинно человеческого.

Здесь можно говорить уже о духовном саморазвитии личности, что связано, в первую очередь, с умениями преодолевать одномерности духовного мира, приобретать все новые духовные ценности. Это и есть процесс формирования нравственной самостоятельной, духовно богатой личности. Ядром же духовности считается сформированная система ценностей. Термином «ценность» обозначается природное свойство человека в его отношении к миру, окружающем его людям, к самому себе, в котором присутствует оценка субъекта, проявление избирательности, предпочтения по отношению к другим объектам. Осваивая ценности, человек приобретает такие свойства, которые характеризуют его как активную личность, субъект жизнедеятельности.

Разрабатываемые концептуальные основы духовного развития в процессе образования юношества решают, прежде всего, задачи интеграции знаний о духовной сфере человека и ее развития, о ценностях как фундаментальных основах человеческой культуры. В связи с этим отметим, что актуальной проблемой педагогики на современном этапе является определение в содержании образования его аксиологически ценностных аспектов, создающих в образовательном пространстве условия для развития у учащихся гуманистических ценностных ориентаций. Таким образом, результат воспитания духовности усматривается в развитии позитивных гуманистически ориентированных чувств и их тенденций к высшему проявлению, духовному развитию личности ребенка.

В контексте вышесказанного на базе лицея-интерната было проведено изучение исследования ценностных ориентаций старшеклассников. Данные для научной рефлексии были получены с помощью использования u1090 таких комплексных методов, среди которых: наблюдение, беседа, «незаконченные предложения», эссе на тему: «Я в мире человек». Респондентам предлагалась серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы они завершили их по своему усмотрению. Предложения формировались таким образом, чтобы была возможность стимулировать лицеистов на ответы, относящиеся к определенным исследовательским задачам. Эта работа позволила выявить наличие у подростков проблем духовного самоопределения, ожидания психолого-педагогической помощи со стороны взрослых, возможности раскрытия внутреннего мира личности старшеклассника лицея.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Формирование нравственной культуры старшеклассников с учётом возрастных особенностей
Процесс нравственного развития старших школьников носит личностно обусловленный характер. Не случайно ведущие исследователи содержания школьного воспитания указывают на необходимость учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, способствующих или, наоборот, негативно влияющих на формиро ...

Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике
Об использовании информационных технологий для решения проблемы информатизации образования говорилось еще в конце 70-х -80-е годы Ю.А. Первиным, Д. Сьюзел, Д. Ротерей, S. Papert и другими. Они предлагали использовать обучающие средства для формирования умственных действий и умений использования инф ...

Дошкольное образование периода XIX - начала XX вв. в России
Теория такого сложного, изменчивого объекта, как единый процесс воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста, не появляется вдруг. Она есть результат длительного исторического опыта. Каждый последующий этап ее развития предполагает критическое освоение идей прошлого. Но не каждый из ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru