Дидактические условия использования непроизвольной памяти младших школьников в процессе обучения

Страница 2

Если ставится цель запомнить на небольшой срок (явно или неосознанно эта цель все равно проявляется), то материал, действительно, забывается через короткое время. Если же при запоминании стоит цель запомнить на длительный срок, то материал запоминается и сохраняется значительно дольше. Так, если таблицы сложения, умножения требуют запоминания "на всю жизнь", то сюжет и числовые данные математической задачи, ряд текстов не нужно сохранять длительное время, и не будет беды, если они скоро забудутся.

Психолого-педагогические исследования П.И.Зинченко были направлены против механического запоминания. Он впервые произнес полный вариант средневековой заповеди учителя: "Повторение – мать учения и прибежище ослов". Непроизвольное осмысленное, опирающееся на понимание и умственные действия запоминание более продуктивно, чем произвольное, не использующее в должной мере интеллектуальные средства. Трудности узнавания ведут к более тщательному ознакомлению; трудности воспроизведения – к лучшему пониманию, требующему разнообразных способов обработки материала.

Не так давно ушло то время (а может быть, еще не ушло), когда память была главным, если не единственным средством обучения. Утешает то, что от этого, во всяком случае, в теории, отказались педагогика и дидактика, хотя практика живет по своим законам. Нагрузка на память в школе все еще достаточно велика. Да и самые, так сказать передовые теории обучения, в том числе и теория развивающего обучения, формулирует свои задачи в терминах усвоения.

Одним словом, в развивающем обучении, как впрочем, в любом другом, имеется место для работы памяти. Но это место авторы теорий утаивают, чем, кстати, снижают их потенциал. Причины этого могут быть разные.

А.Н.Леонтьев в 30-е годы экспериментально изучал генезис произвольного опосредованного запоминания. По сути дела, он начал экспериментальное исследование процесса интеллектуализации человеческой памяти, которое продолжили П.И.Зинченко, А.А.Смирнов, Т.П.Зинченко и др. Они нашли впечатляющие взаимоотношения и взаимодействия между мышлением и памятью, опираясь, в том числе и на теоретическое исследование этой проблемы П.П.Блонским. в исследованиях непроизвольной памяти было показано, что она вовсе не случайная память (insidental memory), какой она рассматривалась в бихевиоризме, а тесно связана с деятельностью. И связана по-разному с ее разными структурными компонентами (мотивы, цели, средства, способы достижения, результат). Многое сделано на достаточно абстрактном материале (хотя и не на бессмысленных слогах), но многое – и на материале учебной деятельности школьников. Показано, что при разных учебных задачах следует ориентироваться либо на непроизвольную, либо на произвольную память. Между этими двумя видами памяти существует сложная динамика взаимоотношений, определяющая в том числе и различия в их продуктивности. Все это оказалось возможным, потому что память стала рассматриваться как мнемическое – в широком смысле – психическое действие (П.И.Зинченко, 1939).

Книга Т.П.Зинченко, в которой воспроизводятся важнейшие вехи истории исследований памяти, представляет собой своевременное напоминание о роли памяти в различных видах человеческой деятельности. Такое напоминание очень нужно педагогике и педагогической психологии. Приведем основные положения концепции памяти П.И.Зинченко:

1. Функция памяти состоит "в избирательном закреплении индивидуального опыта и в дальнейшем его использовании… в конкретных условиях жизни субъекта, в его деятельности".

2. Непроизвольное запоминание может быть как продуктом текущей деятельности, так и результатом отвлеченной от нее, то есть случайным запоминанием. Однако именно первый "вид непроизвольного запоминания занимает в жизни человека основное место".

3. Деление "процессов памяти на непроизвольные произвольные должно выступить в качестве основного, определяющего. Это деление должно выступить в качестве ведущего и в характеристике развития памяти. Непроизвольное и произвольное запоминание, воспроизведение являются двумя последовательными ступенями в развитии памяти детей".

4. У дошкольников центральное место в закреплении ими индивидуального опыта занимает непроизвольная память.

5. С появлением произвольной памяти непроизвольная память не только не утрачивает своего значения, но и продолжает совершенствоваться.

6. Непроизвольное запоминание как продукт деятельности "является также всегда опосредованным, хотя и иначе, чем произвольное запоминание", поскольку "всякая деятельность, в которой осуществляется непроизвольное запоминание, всегда связана и с наличием соответствующих ее целям и содержанию средств".

7. Центральной и неотложной задачей школы является формирование у учащихся умений и навыков произвольного мышления, в том числе в задачах понимания текста.

Как мы видим, П.И.Зинченко конкретизировал положение об интеллектуализации памяти. Показательно, что важнейшей задачей школы, по мнению автора, является развитие произвольного мышления. [9,c.10]

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Экологическая культура как компонент культуры
Экология – наука, изучающая взаимоотношения, взаимодействия растений, животных, человека между собой и с окружающей их неживой природой; кроме того, она изучает и то, как человек в результате своей хозяйственной деятельности влияет на сообщества растений и животных или на экологические системы. Из ...

Анализ учебно-программной документации
Специальность 030500.06-Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника, компьютерные технологии) специализации 030501.06 Дисциплина «Компьютерные Коммуникации и Сети»: изучается на 3 курсе в 5 и 6 семестре; зачет в 5 семестре, в 6 семестре – курсовая работа и экзамен; на дисциплину ...

Особенности методики использования рабочей тетради в работе на уроках теоретического обучения
Трудно сегодня сказать, где и когда были в учебных целях впервые применены рабочие тетради. Есть некоторые основания полагать, что первые рабочие тетради были изданы в последней четверти прошлого столетия в Австралии и использовались «бродячими» учителями в условиях малочисленности и рассеянности н ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru