Государственная инновационная политика

Страница 5

В-третьих, на поддержку научных исследований организаций, подведомственных Министерству по договорам с ним как учредителем.

Тематические планы должны составляться на календарный год. Конкурсы грантов целесообразно проводить раз в 2 – 3 года.

Прикладные исследования и разработки, инновационная деятельность в системе образования должны развиваться и поддерживаться в соответствии с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами науки и техники.

Заказчиками прикладных исследований и разработок, проводимых в системе образования, должны выступать, как правило, отрасли, что предполагает расширение межотраслевого взаимодействия, заключение договоров с министерствами и ведомствами, формирование совместных научно-технических программ.

При планировании, организации и финансировании прикладных исследований непосредственное участие Министерства необходимо из-за важности этих НИР для процесса обучения и подготовки специалистов, а также высокой степени риска подобных исследований, значительных расходов материальных и иных ресурсов, которые не всегда можно отнести на себестоимость конечной продукции.

Одной из форм организации НИОКР являются научные и научно-технические программы. Министерство выступает также заказчиком конкретных прикладных научных исследований, руководствуясь при этом актуальными потребностями сферы образования, заботой о ее развитии и совершенствовании. В стратегически важных направлениях этих исследований должно быть введено государственное (отраслевое) задание в виде:

-целевого задания под определенных исполнителей и конкретные высокоприоритетные цели с преимущественным правом Министерства на использование полученных результатов, предусмотренным соответствующим договором;

-задания, право исполнения которого достигается на конкурсной основе, с разделением права собственности на полученные результаты между Министерством и исполнителями.

Особая роль учебно-научно-инновационного комплекса системы образования определяется его влиянием на решение проблем социально-экономического и технологического преобразования в регионах, в большинстве которых вузы составляют основу научно-технического потенциала. В силу этого важным является формирование региональных научно-технических программ. Они ориентированы на решение проблем территорий и должны финансироваться совместно с органами власти субъектов Федерации.

Источниками внебюджетных средств для вузов и научных учреждений системы образования от научной и инновационной деятельности являются: коммерциализация результатов научных исследований, продажа готовой продукции потребителю, договоры с заказчиками и другие формы, позволяющие эффективно вовлечь интеллектуальный потенциал в экономику и социальную сферу страны.

Развитие единой материально-технической базы научной, научно-технической и инновационной деятельности в системе образования должно осуществляться на основе:

- концентрации федеральных и региональных ресурсов на межрегиональном уровне, создания фондов развития индустрии образования;

- ориентации на отечественное производство, точечное обновление импортной техникой;

- привлечения материальных и финансовых ресурсов отраслей – потребителей научно-технической продукции и кадров, подготовленных системой образования;

- повышения эффективности использования имеющегося научного оборудования, лабораторий удаленного доступа, создания центров коллективного пользования, совместных учебно-научных лабораторий совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, государственными научными центрами и крупными научно-производственными объединениями.

Что касается учебно-научно-инновационных комплексов. то расширение сферы деятельности современных вузов требует формирования на их основе учебно-научно-инновационных комплексов, в структуру которых кроме вуза могут входить или быть ассоциированно с ним объединены НИИ, КБ, технологические бюро, промышленные предприятия, технопарки, инновационно-технологические центры и т.д. Создание таких комплексов позволит повысить эффективность всего цикла освоения наукоемкой продукции – от фундаментальных исследований и разработок до готового продукта. Формирование учебно-научно-инновационных комплексов вузов должно быть обеспечено развитием правовой базы их создания и функционирования как единого хозяйствующего субъекта, изменением внутренней структуры и механизмов управления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Тонкости педагогики:

Понятие раннего возраста в психолого-педагогической литературе
Ранний возраст - особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В ...

Развитие системы дидактических принципов
Собственно термин «дидактика», по-видимому, впервые ввел в начале XVII в. немецкий педагог Вольфганг Ратке, который назвал свои лекции «искусством преподавания». Сочетание терминов «преподавание», «обучение» и «искусство», введенное В. Ратке, оказалось на удивление точным и глубоким. Современник В. ...

Обучение как компонент педагогического процесса
Обучение – способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных и образовательных цепей. Обучение, с одной стороны, самый надежный путь получения систематического образования, а, с другой, оптимальный способ социальной а ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru