Культура как философская, социально-историческая и психолого-педагогическая категория

Современная педагогика » Изучение тувинского фольклора как средства формирования экологической культуры младших школьников » Культура как философская, социально-историческая и психолого-педагогическая категория

Страница 4

Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой. Разумеется, выделение в культуре материальной и духовной форм существования носит условный характер. Отделить материальное от духовного, строго говоря, можно только в воображении. Для духовного существа все в мире пронизано духом. Некоторые авторы вообще склонны применять понятие "культура" только к духовной жизни общества. [6, с. 45,46, 54, 56.]

Но пренебрежение материальной, или внешней, стороной культуры - не признак культуры. Таким признаком является единство и гармония внешнего и внутреннего, материального и духовного.

Содержание культуры

Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры становится все содержание человеческой деятельности. Границы деятельности - это и есть то, что можно назвать и миром, и культурой. В.М. Межуев, один из теоретиков культуры в нашей стране, так и считает: "Весь мир в целом есть для философии мир культуры, существующий в непосредственном единстве с человеком. [6, с. 45, 46, 54, 56] Но культура - все, же способ организации деятельности, а не только сама деятельность. Это значит, что она представляет собой и способ выражения человека, или, как мы говорили выше, культура - явление человека. Это значит, что человек хоть и находится в единстве с нею, но все, же не растворен в ней среди массы предметов. В.М. Межуев писал: "Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного человека, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т. д.". Примем данный взгляд на содержание культуры за основу. Но при этом добавим, что действительным содержанием культуры является не сам человек, а его представление о самом себе.

Функции культуры

Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее "обязанность" или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. В соответствии с этим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека. Иногда в истории культуры появлялись личности, которые не могли мириться с ее чисто служебной ролью. К числу таких личностей, например, относится Руссо. Подобные личности полагали, что культура и ее функции должны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чистоту нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в человеке.

Познавательная и информативная функции культур

В сегодняшних представлениях о функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится человекотворческой функции. Но реальная жизнь культуры все же, не ограничена человекотворческой функцией. Многообразие потребностей человека послужило основанием для появления самых различных функций. Культура - это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому. Информативную функцию культуры оценивают очень высоко представители семиотического подхода к культуре. В этой функции культура связывает поколения, обогащая каждое последующее опытом предшествующих. Необходимо различать понятия "культурность" и "современность". Чтобы стать культурным, человеку необходимо пройти, как говорил И.В. Гете, "через все эпохи мировой культуры".

Коммуникативная функция и культура общения

Культуры разных народов, как и люди - представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон, оказывается, по две идеи. Обмен идеями в отличие от обмена предметами взращивает в человеке его личностную культуру. Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в том ответном идейном или эмоциональном движении, которое они рождают в человеке. Если такого движения нет, то нет и культурного роста.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он занимается, трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца; ...

Подходы к определению содержания и методов физического воспитания старшеклассников, ориентированного на приоритет здоровья
Проблема формирования и сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из основных в любом обществе, думающем о своем будущем. В России еще в 1800 году появилось первое учебное пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него полезно, что вредно» (59), ориентирующее на и ...

Сущность и характеристика подвижных игр
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых, нравственных качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомли ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru