Существует несколько толкований происхождения и значения слова культура.
Термин «культура» рассматривается от латинского происхождения – cultura, первоначально он означал возделывание почвы, её культивирование, чтобы сделать почву пригодной для удовлетворения человеческих потребностей. В этом контексте под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. [22,237 с.]
По другим источникам, культура в переносном смысле – уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека, соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В современной научной литературе встречается более 250 определений понятия «культура».
В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов (культура нации, государств, цивилизаций – отсюда множество религий, верований, ценностей). Культура, рассматривается с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка восприятия, экономика, характер армии, наука, искусство, техника, религия, все формы проявления объективного духа данного народа. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию, и это составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой. [19, 229 с.]
Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Специалисты по теории А. Крёбер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом. [Крёбер, Клакхон, 1964.]
1. Описательные определения, восходящее в своей основе концепции основоположника культурной антропологии Э. Тейлора. Суть таких определений: культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т. п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, система этикета, этику, религию, которые складывались веками.
2. Исторические определения подчеркивающие роль социального наследия и традиций, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В неё входит всё, то что искусственно, сто люди произвели и что передаётся от поколения к поколению – орудие, символы, организации, общая деятельность взгляды, верования.
3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых норм. Культура – образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
4. Ценностные определения: культура – это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.
5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается из всех результатов такого приспособления.
6. Определения на базе теории обучения: культура – поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.
7. Структурные определения, выделяющие значимость моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.
Тонкости педагогики:
Речевая симптоматика моторной алалии
У детей страдающих моторной алалией отмечаются трудности в формировании звуковых образов слов. Владея достаточным пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов. Детям доступны неречевые артикуляции, они в состоянии правильно произносить большинство звуков или даже все зву ...
Средства выразительности устной речи
Педагог должен хорошо владеть технической стороной речи, т.е. дыханием, голосом, дикцией, соблюдением орфоэпических норм. От этого зависит правильное, выразительное чтение. Техника речи: М.А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделить время для специальных ...
Методические особенности организации работы с иллюстрационным
материалом школьного учебника биологии
На первых этапах изучения биологии целесообразно использовать задания на распознавание объектов и процессов, так как это наиболее простой вид деятельности. Эту работу можно сочетать с обучением умению пользоваться условными обозначениями. Следует учитывать, что в учебниках биологии даны названия из ...