На базе Самарского государственного педагогического университета под руководством доктора педагогических наук Н.В. Барышевой была разработана региональная программа по физическому воспитанию для учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. Программа учитывала местные социально-экономические и материально-технические возможности, психофизические и национальные особенности людей, проживающих в регионе, их физкультурно-спортивные традиции, климатические условия и другие факторы. Для более эффективного внедрения региональной программы физического воспитания для учителей и учащихся были выпущены учебные пособия по физической культуре (32,33). Аналогичные региональные программы были разработаны в некоторых других территориальных образованиях России.
В 1995 году при РАО России был создан Проблемный совет по физической культуре, в который вошли ведущие специалисты страны в области физического воспитания и спорта (В.К. Бальсевич, МЯ. Виленский, Н.Ж. Булгакова, В.А. Булкин, В.В. Кузин, А.И. Матвеев, С.Д. Неверкович, В.П. Филин и яр.)-
Стратегической проблемой деятельности Совета явилась разработка концептуальных основ теории и методики физического воспитания, формирование физической культуры подрастающего поколения (112).
В.В.Кузин отмечает, что в своих решениях Совет исходит из современной парадигмы приоритета человека как высшей ценности. Основываясь на данной методологии, Проблемный научный совет выработал концепцию физического воспитания и спортивной подготовки. Рассмотрим некоторые основные положения, существенно отличающиеся от ранее разработанных теорий и носящих инновационный характер (112).
Целью физического воспитания подрастающего поколения провозглашается формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни (ЗСЖ). Задачами физического воспитания являются:
Формирование у подрастающего поколения осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта.
Физическое совершенствование и укрепление здоровья как условие обеспечения формирования и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности.
Природосообразное и индивидуально приемлемое развитие физического потенциала каждого ребенка, подростка, юноши и девушки, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития их физических качеств, системы двигательных умений и навыков.
Общее культурное образование подрастающего поколения, направленное на освоение ими интеллектуальных, технологических, нравственных, этических и эстетических ценностей физической культуры.
Валеологическое образование дошкольников и учащейся молодежи, как важнейшего на современном этапе фактора формирования ЗСЖ.
Актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.
Рассмотренная концепция, на наш взгляд, наиболее полно вобрала в себя все рациональное, инновационное, что имеется в настоящее время в теории и методике физического воспитания. Вместе с тем, многие положения этой концепции нуждаются в дальнейшей разработке, конкретизации, экспериментальном обосновании.
Проведенный нами анализ истории развития и современного состояния теории и методики физического воспитания подрастающего поколения, позволяет сделать следующие выводы и наметить возможные пути дальнейшего развития физического воспитания:
Ключевой проблемой физического воспитания в школе на современном этапе (и с этим согласны подавляющее большинство специалистов) является проблема сохранения, укрепления и совершенствования психофизического здоровья детей и подростков, формирования у них мировоззрения ЗОЖ, приобщения их к здоровому стилю жизни в процессе физкультурной деятельности.
Поскольку эта проблема комплексная, то и решение ее может быть осуществлено только при комплексном подходе, с использованием достижений многих наук: философии, педагогики, психологии, физиологии, гигиены, медицины, валеологии и других. Физическая культура при этом должна взять на себя роль интегратора, потому как, справедливо утверждает Л.И. Лубышева (125, с. 14), по способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека она не знает равных среди других феноменов, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере "работает" на здоровье человека.
3. Приоритетными направлениями в физическом воспитании подрастающего поколения на современном этапе должны стать следующие
-гуманистическое, способствующее целостному гармоничному развитию личности школьника;
культурологическое, основанное на воспитании физической культуры личности ребенка;
Тонкости педагогики:
Методика работы над выразительностью речи
Очень важным является методика работы над выразительностью речи, в которой ребенок сможет правильно, четко, ясно определить последовательность и правильность в работе. Предназначение колыбельной песни – успокоить, ребенка, протянуть ниточку любви, связывающую мать и дитя. Колыбельная исполняется не ...
Теоретические основы компетентностно-деятельностного обучения
Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского ...
Формирование федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» подготовлен и принят в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-20 ...