Концептуальные подходы к физическому воспитанию подрастающего поколения

Страница 3

К такому же выводу пришли многие специалисты физическом культуры и спорта развитые зарубежных стран (77, с.46). Таким образом, проблема приобщения учащихся к ЗОЖ в процессе школьного физического воспитания переросла в мировою проблему.

Среди отечественных специалистов идею повышения оздоровительно-воспитательной направленности физического воспитания поддержали многие ученые. Теоретическое обоснование этой идеи мы находим в работах известного психофизиолога Е.П.Ильина (91), профессоров: А.П. Лаптева (114), А.Г. Щедриной (203) и других. Немалая часть работников физической культуры и спорта (Ю.Д. Железняк, И.М. Туревский и другие) разрабатывали образовательно-воспитательные аспекты физического воспитания (86). Н.А. Карпушко, Н.А. Приходько, Л.И. Лубышева (97) высказались за приоритет деятельного подхода к всестороннему развитию личности в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Профессор В.И. Столяров с сотрудниками, развивая гуманистическое направление в физкультурно-оздоровительной и спортивной работе, разработали новую форму физической активности «СпАрт», суть которой состоит в целостном, гармоничном развитии личности с помощью соединения средств спорта и искусства. Это положение было призвано, прежде всего, приобщить подрастающее поколение к духовно-нравственном ценностям (172,173).

Видный теоретик физического воспитания МЯ. Виленский (1990) отдавал предпочтение культурологическому подходу, при реализации которого повышался мировоззренческий потенциал физической культуры. В формировании физической культуры личности учащихся он выделял три взаимосвязанных компонента:

мотивационно-ценностные ориентации личности на активно-положительное отношение к физической культуре, сформированную жизненную потребность в ней, систему знаний и убеждений, организующих и направляющих познавательную ri практическую активность личности;

физическое совершенство личности, определявшее состояние ее здоровья, психофизиологические и физические возможности как фундамент активно преобразующей социально значимой деятельности, умения и навыки, необходимые для этого;

деятельный подход, проявляющийся в широком диапазоне физкультурно-спортивной активности.

Подводя итог дискуссии, главный редактор журнала «Теория и практика физической культуры» профессор В.К. Бальсевич свел основные концептуальные положения, определяющие стратегию физического воспитания на современном этапе к следующему: целью развития системы физического воспитания является неуклонное повышение уровня физической культуры учащихся, как важнейшего условия укрепления здоровья, формирования разумного и достойного образа жизни; формы физической активности и условия ее реализации должны способствовать развитию эстетических и нравственных качеств человеческой личности, расширять возможности духовного самосовершенствования, способствовать реализации самых высоких гуманистических идеалов.

Однако, теоретические разработки новых подходов к физическому воспитанию долгое время сохранялся нормативный подход а оценке эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

В результате, во второй половине 90-х годов сложилась очень тревожная, если не сказать катастрофическая ситуация с состоянием здоровья подрастающего поколения. По данным Минздрава России, только 20-25% выпускников являются здоровыми. Остальные имеют те или иные отклонения в здоровье, не позволяющие им в дальнейшем полностью осуществлять свои социальные и личные цели и функциональные возможности. В немалой степени этому способствовало тяжелое социально-экономическое положение в стране, связанное с переустройством всего уклада жизни общества.

В этих условиях неизмеримо возрастает значение продуманной организации системы физического воспитания подрастающего поколения, с помощью которой через улучшение, прежде всего, физического и психологического состояния здоровья, учащимся удастся скорее адаптироваться к изменившимся условиям жизни, более эффективно противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Осознавая всю важность данной проблемы, государство развернуло Президентскую кампанию под девизом "От здоровья детей - к здоровью нации", целью которой была интенсификация усилий общества по ускоренному достижению физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения россиян.

Перед специалистами физической культуры и спорта была поставлена задача по разработке и активной реализации инновационных проектов в различных пространствах воспитания и образования подрастающего поколения (112).

На страницах специализированных научных журналов вновь развернулась широкая дискуссия по вопросам переустройства существующей государственной системы физического воспитания и путях ее вывода из кризисного положения (24, 27, 29,31, 62, 63, 96, 121,124,130, 137, 144,152, 173).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Музыкальный словарь ребенка, как показатель его музыкальной культуры
С появлением новых программ по музыкальному воспитанию появилась возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихот ...

Роль наглядности в повышении эффективности обучения математике
В психолого-педагогической литературе под наглядностью понимают следующее [9, 22]: наглядность – свойство, особенность психических образов объектов. наглядность – показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышлен ...

Биологический подход к содержанию комнатных растений
Комнатные растения нуждаются в постоянном уходе. Если листья покрылись пылью, цветы этого растения перестают «дышать», поэтому листья растений время от времени обязательно нужно обмывать или протирать мягкой щеткой или тряпочкой, смоченными в теплой воде. Пожелтевшие кончики листьев необходимо подр ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru