Дети с нарушениями в развитии – это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). [8]
Стребелева Е.А. (д. п. н., профессор, зав. лабораторией института коррекционной педагогики РАО, Москва) выделила основные категории нарушений развития у детей:
нарушения интеллекта (умственно отсталые дети) – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов;
задержка психического развития – парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.
По этиопатогенетической классификации различают следующие варианты:
– задержка психического развития соматогенного генеза;
– задержка психического развития конституционального генеза;
– задержка психического развития психогенного генеза;
– задержка психического развития церебрально-органического происхождения.
Нарушения зрения:
а) слепота (слепые дети со светоощущением и с остаточным зрением);
б) слабовидение (дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при очковой коррекции, при значительном нарушении других зрительных функций или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях);
в) косоглазие и амблиопия.
Нарушение слуха:
а) глухота
б) тугоухость
в) поздняя потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших слух в возрасте до 3 – 4 лет и позже, сохранивших речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты).
Нарушения опорно-двигательного аппарата.
Задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.
Причины нарушения опорно-двигательного аппарата:
– заболевания нервной системы;
– детский церебральный паралич;
– полиомиелит;
– врожденная патология опорно-двигательного аппарата;
– приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата.
Нарушения речи – собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.
Эмоциональные расстройства:
– ранний детский аутизм;
– эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью;
– эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством;
– фобическое тревожное расстройство детского возраста;
– смешанные расстройства поведения и эмоции.
Тяжелые множественные нарушения – эта категория нарушений характеризуется сочетанием двух или более выраженных психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, двигательного и познавательного развития у одного ребенка.
Мы рассмотрим детей с нарушением слуха. Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто у детей разного возраста.
К категории детей с нарушениями слуха относятся только дети, имеющие стойкое (т.е. необратимое) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором нормальное (на слух) речевое общение с другими людьми затруднено или невозможно.
Специалисты различают кондуктивные и сенсоневральные нарушения слуха.
При кондуктивных нарушениях внутреннее ухо человека функционирует нормально. В данном случае проблема возникает во внешнем или в среднем ухе, чаще всего носит временный характер и излечима. Это, например, воспаление среднего уха (отит), образование серных пробок, аномальное строение наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки и др.), инородные тела в ухе и др.
Сенсоневральные нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха. К сожалению, данный тип нарушений носит необратимый характер, при которых современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. В настоящее время проводится лишь поддерживающая терапия, определенные профилактические мероприятия, слухопротезирование (подбор индивидуальных слуховых аппаратов) и длительная систематическая педагогическая коррекция.
Тонкости педагогики:
Становление прогностических функций педагогики: от Платона до наших дней
Процесс осознания прогностических функций, органически присущих педагогической науке, занял длительный период в истории развития образования. В педагогических сочинениях далекого прошлого, в трудах Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтиллиана и многих других древнегреческих и древнеримских философо ...
Правовое воспитание
В широкую сферу нравственного воспитания трудных подростков включается и правовое воспитание. Таких учащихся особое значение имеет реализация принципа неотвратимости наказания. Ни один проступок учащегося не должен пройти мимо внимания педагогического и ученического коллектива. Проводить правовой в ...
Роль и место педагога гуманитарного профиля в формировании у студентов
социально-личностных компетенций
Очевидно, что существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания преподавателя. Это предполагает существенные преобразования в системе воспроизводства педагогических кадров и изменения отношения со стороны общества к педагогу. Но прежде должна быть ...