Это отражается и на новых концепциях педагогики в нашей стране. Педагогика, как научная дисциплина, ставит более конкретные, практические задачи. Так задачами изучения педагогики в ВУЗе являются:
- обоснование методологических и теоретических основ педагогического процесса в высшей школе на современном этапе развития науки и человечества;
- изучение сущности, особенностей и закономерностей педагогического процесса и его составляющих: обучения, воспитания, морально-психической и психологической подготовки, развития, самовоспитания и самообразования согласно с требованиями национальных нормативно-правовых актов, образовательных программ (как мы указали ранее) и Болонского процесса;
- разработка методических систем и отдельных методов социализации и профессиональной подготовки будущих специалистов, их воспитания и развития;
- разработка и конкретизация принципов обучения и воспитания студентов (слушателей), их профессиональной, морально-психической и психологической подготовки согласно изменениям, которые происходят в жизни общества, рыночной экономики и др.;
- выявление и обоснование условий успешной реализации требований принципов обучения и воспитания для деятельности в разных сферах;
- определение путей усовершенствования и развития организационных форм учебно-воспитательной работы;
- прогнозирование развития педагогического процесса в зависимости от перспектив науки и нужд общества;
- формирование у студентов мотивации к деятельности, конкуренции, активной общественной и культурной жизни;
- раскрытие основных закономерностей, цели, содержания, методики самовоспитания и самообразования студентов (слушателей), способов и приемов их стимулирования среди разных категорий людей;
- внедрение в систему высшего образования новых педагогических технологий образования, обучение, профессиональной подготовки, воспитание и многое др.
При этом под принципами обучения, воспитания и педагогики в целом подразумеваются уважение к личности человека, в том числе ребенка, целенаправленность образовательно-воспитательного процесса и ориентация на лучшие морально-психологические качества участников процесса, систематичность, единство педагогических требований и методик, гуманизация, демократизация, экологическая и культурная ответственность.
После написания данной реферативной работы мы убедились в том, что педагогика выступает одновременно и как научная, и как учебная дисциплины, и как социальная педагогическая практика.
Педагогика как наука – это результат познавательной деятельности и накопления данных о воспитании и образовании людей, как социальная практика – опыт, методика воспитания и образования, и как учебная дисциплина – изучаемая область знаний о педагогической деятельности.
При этом все три категории тесно связаны и взаимно влияют друг на друга, обнаруживая общие компоненты и понятия, например, воспитание, образование, самовоспитание, самообразование.
При этом педагогика как учебная дисциплина (находящаяся на границе непосредственно педагогики и андрогогики – науки о воспитании взрослых) строится на принципах уважение к личности человека, в том числе ребенка, целенаправленности, моральной, избирательности, систематичности, единства педагогических требований и методик, гуманизации, демократизации, ответственности и пр.
Главными целями педагогики как научной дисциплины являются овладение обучающимися теоретическими знаниями, практическими навыками и их использование (дидактические цели), формирование мировоззрения, научных убеждений (воспитательные цели), развитие творческой самостоятельности будущих педагогов, мышления, внимания, памяти (развивающие цели). При этом они могут дополняться иными целями в зависимости от специфики национальной образовательной системы.
Подобные цели формируют и задания учебной дисциплины «Педагогика»: обоснование методологических и теоретических основ педагогического процесса в высшей школе на современном этапе развития науки и человечества, изучение сущности педагогики и принципов обучения, оптимизация педагогической деятельности, ее прогнозирование и др.
Тонкости педагогики:
Содержание коррекционно-педагогической работы по изучению и устранению
проблем формирования игровой деятельности
В целях всестороннего и целостного изучения детей учителя и воспитатели тщательно изучают анамнестические данные, документацию, представленную на ребенка, проводят его медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Одним из методов обследования является сбор анамнестических св ...
Особенности развития речи
детей с интеллектуальной недостаточностью
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни из них относительно ...
Музыкальная культура: понятие, структура, содержание
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Б.М. Теплов называл музыку «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она ...