Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения

Страница 5

Здесь целесообразно выделить три группы (рис.5):

учебная документация;

учебная литература для преподавателей и учащихся;

методическая литература для преподавателей.

Классифицируя очередной уровень учебно-наглядных или учебно-методических пособий, мы использовали в каждом случае единственный классификационный признак, который нам представлялся наиболее существенным. Например, весь класс УНП был расчленен по степени подобия реальным объектам, группа изобразительных пособий — по месту, занимаемому в пространстве и т. д.

Однако некоторые сложные объекты расклассифицированы по сложному основанию, составленному из нескольких независимых существенных признаков [14,с.63].

Только совокупность этих признаков может дать полное представление об объекте. Такая классификация называется параллельной и может быть применена к техническим средствам обучения. Недостатком такого способа систематизации объектов является его громоздкость.

Подробная и обоснованная классификация технических средств обучения дана в работе Бастова В. Ф., Солонициной М. М., Шейнман Е. И.

Авторы предлагают классификацию трех, традиционно сложившихся (по выполняемым педагогическим функциям) групп технических средств обучения: аудиовизуальных, технических средств программированного обучения и контроля знаний и тренажеров.

В. С. Уманский [26,с.130] кроме названных трех групп включает в класс ТСО еще и группу комбинированных технических средств. Классификация каждой из групп дается по целому ряду признаков.

Таким образом, мы рассмотрели попытку систематизировать множество имеющихся и применяемых в настоящее время средств обучения с учетом действительных связей, существующих между ними.

Предлагаемая классификация учитывает фактор развития перечисленных средств обучения и дает возможность отразить в ней новые классификационные признаки, которые могут выявиться с появлением новых средств обучения и воспитания.

Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая форма представления учебной информации. Существенное отличие их заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочих тетрадях она специально конструируется. Суть конструкта емко выразил Л. Н. Ланда: « .обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов» [7, с. 410]. Операции ученый образно представил в виде «кирпичиков мыслительной деятельности», чтобы сознательно и целенаправленно их формировать у педагога и учащихся, необходимо надежное средство. В настоящее время у преподавателя таких эффективных средств нет. Объясняя новый материал, решая с учащимися задачи, он не может быть уверен в том, что все учащиеся производят именно те операции, которые нужны, производят их так, как это необходимо, и что эти операции складываются у них в ту систему, которая требуется. Говоря иначе, сегодня преподаватель не имеет возможности достаточно полно управлять течением и формированием мыслительной деятельности учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Развитие словаря детей старшего дошкольного средствами природы
Формирующий эксперимент охватывал учебную и внеучебную формы организации развития словаря детей в процессе ознакомления с природой. Основная цель данного этапа экспериментальной работы: разработать задачи, содержание и методику развития словаря детей в процессе ознакомления с природой. Задачи опытн ...

Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физического воспитания
Основная цель отечественной системы физического воспитания - формирование психофизического здоровья подрастающего поколения, воспитание у него потребности в здоровом образе и стиле жизни (70, 136). Проведенные нами в 1992-2000 гг. исследования психофизического состояния учащихся 1-11 классов общеоб ...

Ход и содержание ролевой игры: «Проблемы использования водных ресурсов»
Цель игры: Выявить значение водных ресурсов для природы, хозяйства и населения, определить негативное влияние хозяйственной деятельности на водные ресурсы, выделить основные пути решения проблемы водопользования в г. Саранске, развивать экологическое мышление школьников и бережное отношение к приро ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru