Методика обучения определяет процессуальную сторону формирования знаний и умений. В процессе обучения для организации взаимодействия преподаватель-учащийся включаются посредники, которые ставят субъектов обучения между собой и объектами изучения (учебник, физическое явление, технологический процесс).
С помощью посредников увеличивается объем передаваемой учебной информации, оптимизируется процесс формирования новых понятий, профессиональных умений, улучшается восприятие изучаемых технических объектов, физических явлений и т.д.
Для обозначений этих посредствующих элементов в теории обучения употребляется понятие средства обучения. На рисунке 1, представленном в работе Эргановой Н.Е., показано место средств обучения как посредника между преподавателем и учащимися.
Понятие «средства обучения» широко по своему объему.
Средство- все то, что необходимо для реализации цели. Если перечислять весь арсенал средств обучения педагога или мастера производственного обучения, необходимо было бы проводить специальное исследование.К широкому спектру средств обучения относят все то, что каким-то образом может быть представлено.
|
|
обучения |
|
|
|
Учащиеся |
Рис 1. Взаимодействие субъектов и средств обучения
В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика. Четвертые, рассматривая средства обучения в широком смысле, обозначают этим термином все содержание и весь проект обучения и собственно средства-инструменты обучения.
Тонкости педагогики:
Современные противоречия образования и пути их преодоления
Как увидим из приведенных материалов, цель образования как социального института со временем дрейфовала и мельчала, в соответствии с духовным обнищанием мирового общества — от проявления бесценного образа в человеках, к встраиванию без-образных человеков в сообщество им подобных, «просто чтобы жить ...
Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике
Об использовании информационных технологий для решения проблемы информатизации образования говорилось еще в конце 70-х -80-е годы Ю.А. Первиным, Д. Сьюзел, Д. Ротерей, S. Papert и другими. Они предлагали использовать обучающие средства для формирования умственных действий и умений использования инф ...
Изучение ценностных ориентации старшеклассников и их отношения к своему
здоровью
В своем исследовании мы основывались на трудах известных отечественных педагогов и психологов, посвященных проблемам формировании личности подрастающего поколения: Л.И. Божович (45, 46), И.В. Дубровиной (189), И.С. Кона (102, 103), В.А. Крутецкого (ПО), Н.Д. Левитова (116), Л.И. Мнацаканяна (138), ...