М.В. Максимова отмечает, что в современных букварях достаточно широко представлена природоведческая лексика, большинство слов которой уже освоено в дошкольном возрасте. Вместе с тем, при обучению чтению, в ряде букварей используется много незнакомых слов, за которыми у детей нет соответствующих представлений, что затрудняет формирование навыка осознанного чтения. Это ориентирует детский сад на активизацию данного вида лексики.
Исследователи детского словаря отмечают, что в речи первоклассника преобладают названия конкретных предметов, частотными являются слова природоведческой тематики: названия животных, насекомых, времена года, названия растений, явлений природы и другие. Данный факт так же позволяет выделить ознакомление с природой в качестве важнейшего средства развития словаря.
Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника и младшего школьника. Речевое развитие ребенка 6-7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть лексические значения слов.
Результаты констатирующего исследования позволили охарактеризовать уровень развития словаря и связной речи, которые являются, критериями оценки подготовки современных детей к школе. Большинство из них (55%) имеют средний уровень развития речи, 20 % детей обнаружили низкий уровень речевого развития.
Обследование детского словаря выявило, что они достаточно легко соотносят слово с определенным классом предметов, владеют операцией классификации, однако затрудняются в выборе обобщающих слов, неточно употребляют ряд слов природоведческого содержания. При объяснении их значений они обращают внимание на несущественные признаки. Лишь незначительная часть детей знает значения предложенных многозначных слов, наблюдаются трудности в употреблении синонимов и антонимов. Дети затрудняются в использовании слов в связной речи.
В процессе экспериментального обучения выявлено, что точность употребления детьми природоведческой лексики зависит от их сенсорного опыта, от умений выделять существенные признаки предметов.
Особая роль в процессе формирования словаря детей 6-7 лет принадлежит методам и приемам, направленным на усвоение слова, как единицы лексической системы, его связей с другими словами. Овладение семантикой слова оказывает положительное влияние на развитие связной речи детей.
По итогам исследования можно сделать следующие выводы:
Природа содержит в себе огромную педагогическую ценность, является эффективным средством развития словаря старших дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений.
- Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
- Проведенное исследование позволяет утверждать, что преемственность в формировании словаря на этапах дошкольного и младшего школьного возраста осуществляется за счет реализации единой линии речевого развития ребенка 6-7 лет и характеризуется взаимосвязью и согласованностью целей, задач, содержания, методов и форм работы над словом. Подобный подход придает педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, позволяет двум начальным ступеням образования действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, обеспечивая поступательное речевое развитие ребенка.
- Содержание словарной работы в ДОУ и первом классе школы определяется на основе коммуникативной целесообразности слов, тематическому принципу, частотности их употребления в букварях и устной речи. В процессе работы над словом в первом классе школы необходимо опираться на опыт, накопленный дошкольником, и особенности освоения лексических значений слов в онтогенезе. Исследование показало, что примерный тезаурус, включающий слова разных частей речи, доступных по своим лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, многозначные слова, синонимы, антонимы, позволяет более целенаправленно осуществлять преемственность в лексическом развитии старших дошкольников и первоклассников.
Тонкости педагогики:
Коллектив как социальный объект управления
В общественном характере производства заложено такое условие, как объединение людей. Основная ячейка общества, в рамках которой осуществляется производство, - это коллектив. «Коллектив, - писал А. С. Макаренко, - это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организо ...
Эффекты коллективного мышления
Отметим эффекты, по которым можно заметить, что индивидуальные мыслительные акты и действия участников развиваются, «собираются» до культурного феномена коллективного мышления. Во-первых, можно заметить, что участники (не только ведущие процесса) удерживают целостность обсуждения, строят высказыван ...
Роль и место социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе
Анализ возможностей гуманитарных дисциплин в формировании социально-личностных компетенций студентов, представленный в специальной литературе [11; 12; 13], можно свести к следующим позициям: 1. Гуманитарные дисциплины оказывают важное влияние на формирование ценностных ориентаций студентов, их проф ...