Развитие словаря детей старшего дошкольного средствами природы

Современная педагогика » Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления детей с природой » Развитие словаря детей старшего дошкольного средствами природы

Страница 5

М.В. Максимова отмечает, что в современных букварях достаточно широко представлена природоведческая лексика, большинство слов которой уже освоено в дошкольном возрасте. Вместе с тем, при обучению чтению, в ряде букварей используется много незнакомых слов, за которыми у детей нет соответствующих представлений, что затрудняет формирование навыка осознанного чтения. Это ориентирует детский сад на активизацию данного вида лексики.

Исследователи детского словаря отмечают, что в речи первоклассника преобладают названия конкретных предметов, частотными являются слова природоведческой тематики: названия животных, насекомых, времена года, названия растений, явлений природы и другие. Данный факт так же позволяет выделить ознакомление с природой в качестве важнейшего средства развития словаря.

Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника и младшего школьника. Речевое развитие ребенка 6-7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть лексические значения слов.

Результаты констатирующего исследования позволили охарактеризовать уровень развития словаря и связной речи, которые являются, критериями оценки подготовки современных детей к школе. Большинство из них (55%) имеют средний уровень развития речи, 20 % детей обнаружили низкий уровень речевого развития.

Обследование детского словаря выявило, что они достаточно легко соотносят слово с определенным классом предметов, владеют операцией классификации, однако затрудняются в выборе обобщающих слов, неточно употребляют ряд слов природоведческого содержания. При объяснении их значений они обращают внимание на несущественные признаки. Лишь незначительная часть детей знает значения предложенных многозначных слов, наблюдаются трудности в употреблении синонимов и антонимов. Дети затрудняются в использовании слов в связной речи.

В процессе экспериментального обучения выявлено, что точность употребления детьми природоведческой лексики зависит от их сенсорного опыта, от умений выделять существенные признаки предметов.

Особая роль в процессе формирования словаря детей 6-7 лет принадлежит методам и приемам, направленным на усвоение слова, как единицы лексической системы, его связей с другими словами. Овладение семантикой слова оказывает положительное влияние на развитие связной речи детей.

По итогам исследования можно сделать следующие выводы:

Природа содержит в себе огромную педагогическую ценность, является эффективным средством развития словаря старших дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений.

- Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

- Проведенное исследование позволяет утверждать, что преемственность в формировании словаря на этапах дошкольного и младшего школьного возраста осуществляется за счет реализации единой линии речевого развития ребенка 6-7 лет и характеризуется взаимосвязью и согласованностью целей, задач, содержания, методов и форм работы над словом. Подобный подход придает педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, позволяет двум начальным ступеням образования действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, обеспечивая поступательное речевое развитие ребенка.

- Содержание словарной работы в ДОУ и первом классе школы определяется на основе коммуникативной целесообразности слов, тематическому принципу, частотности их употребления в букварях и устной речи. В процессе работы над словом в первом классе школы необходимо опираться на опыт, накопленный дошкольником, и особенности освоения лексических значений слов в онтогенезе. Исследование показало, что примерный тезаурус, включающий слова разных частей речи, доступных по своим лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, многозначные слова, синонимы, антонимы, позволяет более целенаправленно осуществлять преемственность в лексическом развитии старших дошкольников и первоклассников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Причины попадания детей в трудную жизненную ситуацию
Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам может оказаться в трудной жизненной ситуации и соответственно будет нуждаться в помощи и защите в разной степени. В связи с этим трудные жизненные с ...

Задачи работы детского сада с семьей
1.Единство требований к ребенку в процессе воспитания Творческой личности; 2.Педагогическое просвящение родителей (через наглядные и словесные формы работы); 3.Изучение лучшего опыта семейного воспитания; 4.Ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения. Современные проблемы взаимодействия ...

Функции координатора рабочей группы
Ситуация в работе группы над Задачей меняется быстро и неожиданно, координатору недостаточно иметь набор конкретных техник, каким большим бы он не был, всегда может возникнуть новая ситуация, такая, что ни одна из этих техник не подойдёт. Тогда координатор, не имеющий стратегии, будет закрывать, от ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru