Виды и характеристика средств обучения

Страница 2

В то же время следует отметить, что визуальные средства обучения без словесного пояснения неэффективны, поэтому они, как правило, служат основой для комментария учителя или ученика. Очень важным является тот факт, что визуальные средства обучения служат своеобразным мостиком между умственным и чувственным познанием. Зачастую только они способны показать объекты, явления и процессы в условиях учебного занятия, наглядно раскрыть их особенности, продемонстрировать многое, вплоть до тактильных ощущений. Без них на занятиях по ОБЖ невозможно достичь большинства учебных целей.

К сожалению, большинство учебных заведений в недостаточной мере оснащены средствами обучения такого рода. В этом случае можно изготовить их самостоятельно или использовать отслужившие положенный срок образцы.

Использование визуальных средств обучения на занятиях по ОБЖ должно быть дидактически правильно организовано.

Во-первых, они обязаны соответствовать содержанию учебного материала, опираться на ранее приобретенные знания и возбуждать познавательный интерес у обучаемых.

Во-вторых, обеспечивать необходимый уровень восприятия из любой точки учебного помещения (средства малых форм могут демонстрироваться последовательно или быть в количестве, достаточном для одновременной работы всех учащихся).

В-третьих, исключать возможность неправильного толкования при их демонстрации.

В-четвертых, позволять преподавателю фиксировать реакцию обучаемых и поддерживать обратную связь.

В-пятых, быть оптимальными по количественным и временным показателям.

Аудиовизуальные средства обучения сочетают в себе достоинства вербальных и визуальных средств обучения. К ним относится учебное телевидение, получившее в последнее время достаточно широкое распространение, учебные видеофильмы и кинофильмы, видеозаписи, сделанные по сюжетам различных телевизионных программ, озвученные компьютерные презентации и многое другое.

Некоторые преподаватели ОБЖ, используя технические средства обучения, заранее наговаривают текст, который затем проигрывается одновременно с показом кододиапозитивов, слайдов, диафильмов и т. п.

Заранее озвученный и записанный на магнитофон текст можно использовать при демонстрации различного иллюстративного материала. Такой прием позволяет избежать случайных оговорок, дает возможность преподавателю больше времени уделить наблюдению за учащимися, их реакцией на учебный материал, более точно рассчитывать время и т. д.

Технические средства обучения (ТСО) появились сравнительно недавно, но показали свою высокую эффективность и, не заменяя других средств обучения, заняли достойное место в арсенале современной школы. В ряде случаев они стали просто незаменимыми. К ним относятся приборы и устройства, используемые в процессе обучения.

ТСО делают обучение политехническим, так как обучаемые знакомятся с применением сложных технических устройств.

ТСО повышают эффективность и качество учебной работы, например, они могут сэкономить время, интенсифицировать учебный процесс, освободить от тяжелого рутинного труда, например, при проверке контрольных работ. Некоторые ТСО требуют предварительного обучения учащихся работе на них. ТСО можно использовать для:

• передачи информации;

• контроля качества усвоения учебного материала;

• отработки учебных действий, в том числе виртуально;

• повторения и закрепления пройденного материала.

Технические средства обучения, как правило, сопутствуют определенным методам обучения. ТСО, с одной стороны, выступают как материальное обеспечение тех или иных приемов и методов работы, с другой стороны, они требуют владения особой методикой использования их в учебном процессе.

Методика применения ТСО:

• перед применением ТСО необходимо объяснять, что и как делать, например, после просмотра видеофрагмента быть готовым ответить на вопросы, обратить внимание на порядок действий;

• длительный экранный показ без другой учебной работы нежелателен, так как учащиеся ничего не записывают, а следовательно, не запоминают;

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Новые слова в жизни гремяченцев
Начиная разговор о новых cловах в жизни гремяченцев, в первую очередь выделим те, которые пришли к ним вместе с революцией и гражданской войной: белогвардейцы, красные партизаны, эксплуатация, пролетарий, советская власть, социализм, коммунизм, мировая революция. Строительство социализма в деревне ...

Дошкольное образование периода XIX - начала XX вв. в России
Теория такого сложного, изменчивого объекта, как единый процесс воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста, не появляется вдруг. Она есть результат длительного исторического опыта. Каждый последующий этап ее развития предполагает критическое освоение идей прошлого. Но не каждый из ...

О способах, измерения длин
Большинство детей шести-семи лет знают, что для определения длины предметов их надо измерить. Часть детей правильно указывает, что метром измеряют длину и высоту стола, шкафа и т.д. Дети, не знающие общепринятых мер, говорят, что измерения производят линейкой, палкой, меркой, клееночкой такой с циф ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru