Разработка демонстрационного практикума по информатике для младших школьников

Современная педагогика » Разработка демонстрационного практикума по информатике для младших школьников

Информационно-коммуникационные и мультимедиа технологии все глубже проникают во все сферы образования. Сегодня ни у кого не возникает вопроса о необходимости обучения информатике и информационным технологиям, начиная с младших классов. Проблемы связаны с тем что, чему, как и какими средствами организовать процесс обучения, учитывая запросы современного общества и личности.

Информационные системы, развиваются несколько быстрее, чем остальные системы. В связи с тем, что объемы информации, подлежащих хранению, растут быстрыми темпами, производители программного обеспечения вынуждены разрабатывать новые гибкие подходы к управлению большими объемами данных. Информация увеличивается изо дня в день, а полноценный представитель современного общества должен каждодневно и эффективно взаимодействовать с компьютерными информационными системами (ИС). Исходя из этого, степень умения работать с информационными инфраструктурами во многом определяет социальный статус индивидуума.

Решением Министерства образование РФ непрерывный, трехконцентровый курс: начальное звено, основная школа, старшая школа – был введен в общеобразовательную школу в 1993 г. Однако это решение оказалось преждевременным и не получило дальнейшего развития.

В настоящее время сложились все условия для внедрения в школу непрерывного курса информатики. К важнейшим из них относятся:

создание научно обоснованного содержания общеобразовательного курса информатики, которое по объему материала и его значимости для образования далеко выходит за рамки отведенных Базисным планом часов;

развитие Концепции профильного обучения, которая по-новому расставляет акценты в целях и задачах образования в старшей школе;

развитие информатики в младшей школе.

В непрерывном курсе информатики в каждой из образовательных линий выделены 4 ступени обучения, среди которых выделено содержание пропедевтической ступени обучения.

Основная задача начальной школы – дать основы для получения образования, заложить прочную базу для дальнейшего развития обще учебных навыков, а основная задача начального курса информатики – заложить основы грамотной работы с информацией. Это относится к восприятию информации, ее адекватной интерпретации, а также целенаправленного использования информации в учебной деятельности и повседневной жизни. Кроме того, необходимо сформировать у школьников первоначальные навыки использования информационных и коммуникативных технологий в познавательной и практической деятельности. К средствам технологий относятся разнообразные обучающие и контролирующие программы, программы-тренажеры, средства компьютерного моделирования и пр. [1].

Проблемами изучения информатики на начальной ступени обучения раскрываются в работах Горячева А.В., Волков Т.О., Плаксин, Босова Л.Л., Матвеева Н.О., Кузнецов А.А., Монахов В.М., Гейна А.Г., Золотова С.И., Трофимова А.Б., Семакина И.Г., Угриновича Н.Д. и др.

В соответствии с теорией умственного развития Ж. Пиаже, в возрасте 11 лет ребенок проходит такие фазы, как фаза «преддействия» (до 7 лет), когда компьютер может быть использован как средство знакомства ребенка с внешним миром и в качестве игрового средства для развития важных с точки зрения готовности к обучению, качеств (концентрация внимания , восприятия количества, развитие мелких мышц руки, мотивация и пр.), фаза «конкретного действия» (7-11 лет), характеризующая недостаточный уровень развития абстрактного мышления, поэтому компьютер может быть использован как средство развития абстрактного мышления и творческих способностей.

Адекватность интерпретации информации тесно связана со знаниями способов и правил представления информации, ее кодирования-декодирования. Следовательно, эти вопросы должны быть одними из приоритетных направлений в программах информатики для III-IV классов. Раскрытие этих вопросов в фазе «конкретного действия» психологического развития ребенка наиболее целесообразно через первоначальное знакомство с основными понятиями информационного моделирования, а также в рамках знакомства с различными исполнителями, способами представления команд и данных для них.

Заметим, что в начальной школе знакомство с основами информатики должно быть подчинено основным задачам начального обучения – научить писать, читать, писать, считать. Компьютерные программы могут раскрыть разные грани написания и чтения текстов, музыки, рисунков, представить интерактивные среды для различных вычислений. Следует отметить, что общее понятие текста является важнейшим из понятий не только информатики, но всей современной культуры [1].

Приоритетными объектами изучения информатики в младших классах школы является информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационными технологиями, рассматриваемые с позиции системного подхода.

Это позволяет:

обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы;

систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, получаемы в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер.

Все выше изложенное указывает на наличие противоречий между необходимостью подготовки младшего школьника к информационной деятельности обеспечивающая способность к дальнейшей учебной и практической деятельности и отсутствием эффективного механизма формирования знаний, умений, навыков, определяющих готовность к этой деятельности. Это противоречие определяет проблему исследования.

Исследование вопросов использования системы MS PowerPoint для создания и проектирования демонстрационных программ является актуальным и имеет очень большое значение, для совершенствования информационной подготовки младших школьников.

Целью работы является выявление возможностей MS PowerPoint для создания демонстрационных программ и разработка методики обучения информатике младших школьников с их использованием.

Объект исследования – информационная подготовка обучения младших школьников.

Предмет исследования - процесс обучения младших школьников основам информатики с использованием демонстрационных программ, в рамках непрерывного курса информатики.

Гипотеза исследования – процесс обучения младших школьников основам информатики будет более успешным, если использовать при этом демонстрационные программы созданные при помощи MS PowerPoint.

Задачи исследования:

Выявить общие технологии систем создания презентаций и возможности их использования в обучении.

Проанализировать потенциал MS PowerPoint в обучении и при создании демонстрационных программ.

Создать демонстрационные программы с использованием MS PowerPoint

Разработать методику использования демонстрационного практикума в обучении младших школьников информатике.

Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Методологической основой исследования служат теоретические работы по информатике и информационным технологиям и методике обучения информатике младших школьников (Горячева А.В., Волков Т.О., Плаксин М.А., Босова Л.Л., Матвеева Н.О., Культин Н.Б., Кузнецов А.А. и др.).

Для решения задач исследования будут использованы методы сравнение, анализ, наблюдение, опрос, педагогический эксперимент, тестирование.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании демонстрационных программ созданных с использованием MS PowerPoint, как средства приобретения знаний и умений младших школьников по работе с информацией рамках непрерывного курса информатики.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении рекомендаций, способов и приемов формирования информационных умений младших школьников с использованием демонстрационных программ. Представленные в работе демонстрационные программы положены в основу процесса повышения информационной подготовки младших школьников.


Тонкости педагогики:

Развитие словаря детей старшего дошкольного средствами природы
Формирующий эксперимент охватывал учебную и внеучебную формы организации развития словаря детей в процессе ознакомления с природой. Основная цель данного этапа экспериментальной работы: разработать задачи, содержание и методику развития словаря детей в процессе ознакомления с природой. Задачи опытн ...

Анализ экспериментальных данных
В ходе констатирующего эксперимента было проведено логопедическое обследование устной речи, письменной речи и уровня развития психологической базы речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната VIII вида г. Шатура. Всего экспериментальным участием бы ...

Влияние оздоровительной физической культуры на организм
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефле ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru