В свободном речевом общении с детьми воспитатель обращается к ним со связной речью, состоящей, как минимум, из законченного предложения. В предложении воспитатель выделяет те слова, лексическое значение которых нужно пояснить детям. ("Посмотрите, дети, кто к нам пожаловал, - говорит воспитатель, показывая новые игрушки. - Это тигр, тигрица и тигренок!" Обращаясь поочередно к каждому ребенку, он предлагает им повторить названия зверей: "Теперь ты, Андрей, скажи: тигр"). В тексте же выделяет воспитатель определенные словоформы и словосочетания, если учит детей употреблению грамматических форм. ("Скажи, Андрюша, к кому приблизился тигренок: к тигру или к тигрице?" - "Он приблизился к тигрицу" (малыш искажает дательный падеж). - "Нет, надо сказать: "К тигрице", - учит воспитатель. Ребенок снова произносит это предложение и старается исправить ошибку) Из текста выделяет воспитатель и отдельный звук, чтобы поучить ребенка правильно его артикулировать. ("Тиггица", - говорит малыш, картавя, т.е. искажая звук [р]. "А ты, Андрюша, помнишь, как рычат звери? - спрашивает воспитатель. - Гыр-р-р, гы-р-р-р". Мальчик вступает в игру, тоже "рычит" и в конце концов овладевает артикуляцией трудного для него звука)
Обычно занятия по развитию речи детей начинаются чтением - слушанием художественного произведения или монологическим рассказом воспитателя о действительном событии или специально подготовленной беседой (диалогом). После того как дети послушали связную речь (монолог или диалог), их упражняют на адаптированном (приспособленном для целей обучения) языковом дидактическом материале - на отдельных словах, словосочетаниях, звуках, звукосочетаниях - в целях выравнивания навыков лексических, грамматических, фонетических.
Занятия, направленные на сенсорное развитие мы проводили с использованием методов рисования, лепки и аппликации, такие занятия снимали напряжение, обогащали эмоциональный уровень, учили взаимодействию с взрослым.
Через рисунки маленькие дети познавали мир, общались с нами, передавали свое состояние без слов. Рисование пальчиками вызывает восторг любого малыша. А радостные эмоции - это путь к здоровой психике. Все дети любят рисовать и совершенно уверены, что могут рисовать. Задача взрослых - не разубеждать их в этом.
На занятиях "Рисовалки" дети учились:
правильно держать в руке кисточку, карандаш, мелок, рисовать красками (акварелью, гуашью), штриховать карандашами и мелками, делать аппликации отрывным способом, лепить из пластилина, узнавать цвета и геометрические фигуры, их форму и размер.
Занятия проходили 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия - 25 мин.
Подробное календарное планирование занятий по развитию детей раннего возраста представлено в приложении 4.
Таким образом, на формирующем этапе эксперимента мы провели целенаправленную работу по развитию речи и сенсорному развитию детей раннего возраста. Эффективность реализованных нами мероприятий мы рассмотрим в следующем параграфе.
Тонкости педагогики:
Выпуск специалистов
На сегодняшний день в США большую часть взрослых студентов составляют женщины. В данный момент они представляют 41 % ученых в области наук о жизни, 23% химиков, 18% геологов, 30% математиков – специалистов в области вычислительной техники, 6% инженеров и 57% психологов. Для женщин существуют специа ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с моторной алалией
Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Согласно психологическим концепциям, м ...
Анализ результатов социологического исследования по изучению развития
творческой самореализации детей
В апреле-мае 2012 учебного года нами было проведено социологическое исследование. Для начала мы составили программу исследования, которая включала обоснование проблемы, цель, задачи, объект, предмет, гипотезу исследования. В опросе участвовало 30 респондентов, учащихся Малетинской средней общеобраз ...