Если дети высказывают слишком частную точку зрения, то полезно задавать вопросы на противопоставление, доведения до абсурда.
Для удержания обсуждения в контексте решения Задачи координатор опирается на критерии логичности, содержательности в рассуждениях детей. Кроме того, можно говорить, что образ построен (есть образ общего действия, когда совершается действие изнутри образа: высказывание опирающееся на ранее принятое основание, метафору,) если из образа как целого осуществляется управляющее действие.
Отметим, что координатор может управлять группой не рефлексивно, если у него есть образ решения и «продавливает» его так, чтобы дети переживали достижение этого решения как своё собственное открытие, как например, делается в практике развивающего обучения.
Если дети начинают уставать и выпадать из содержательной коммуникации, можно сменить тип работы.
Знаковое оформление содержания работы группы происходит при подготовке доклада. Полученные схемы изображаются на плакатах и предъявляются на общем заседании. Координатору необходимо оценить, насколько каждый член группы удерживает наработанное содержание. Здесь обычно появляются два типа ситуаций, которые можно рассматривать по соотношению коллективного и индивидуального:
содержание работы коллективно распределено и удерживается за счёт общей знаковой конструкции. Тогда координатор должен поработать на присвоение содержания каждым участником. Например, координатор может организовать выстраивание рефлексии под предлогом подготовки доклада, используя вопросы «Что мы сделали?», «Какие важные результаты мы получили?», «О чём мы расскажем другим группам?» и т.п. Тот из участников, у кого оформился наиболее полный образ результатов групповой работы, делает доклад на общем заседании.
содержательно прорывается один из участников. Координатору необходимо максимально прояснить достижение этого ребёнка для всех детей выстроив коммуникацию между ними, а так же оформить его прорыв как пример для других членов группы.
В конце групповой работы координатор фиксирует основные полученные результаты и вопросы («Над чем теперь надо подумать?»), это поможет на следующем такте работы восстановить наработанный материал.
Важно чтобы координатор помог детям отделить их знание от незнания, понимание от непонимания, и чтобы дети не отрицали это непонимание а пользовались знанием о нём для дальнейшего направления своего образования.
В работе рассмотрены границы СМД методологии в описании органических систем и найдены методологические схемы, позволяющие моделировать образовательную практику как органическую систему. Построена модель конкретной образовательной практики Интенсивной Школы Развития; показаны эффекты системного мышления, возникающие в этой практике. Описан ряд стратегий педагогов Интенсивной Школы Развития, позволяющих управлять коллективным мышлением как развивающейся органической системой.
Дальнейшие исследования требуют, прежде всего, ответа на один важный вопрос.
Как показывает практика организации подобных Школ, наиболее заметные эффекты, феномены коллективной мысли, оказываются достаточно неустойчивыми. Бывшие участники школ редко говорят об изменении способа мышления, гораздо чаще – о личностных эффектах, об изменении отношения к себе и жизни.
Связано ли это с тем, что коллективное мышление не интериоризируется, не превращается в личную способность, в силу каких-то дефицитов образовательной технологии, или подобное мышление по своей природе не может быть индивидуальным?
Тонкости педагогики:
Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у детей младшего
школьного возраста
По мнению А.Н. Корнева, трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отст ...
Результаты опытно-экспериментального исследования
После проведенных занятий нами проведена повторная диагностика социальной адаптированности подростков. Результаты представлены в виде таблицы 2. Результаты представлены в виде сводной таблицы 2. Таблица 2. Результаты диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда Уровни А ...
Методика проведения контрольного эксперимента и анализ результатов
исследования
На заключительном этапе нашей экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах, после всех проведенных занятий, мы проверили уровень усвоения знаний(контрольный эксперимент). Были составлены тесты второго уровня. Задания тестов были следующими: 1 вариант 1. Конвертер- это … Эталон ...