Целями настоящих Рекомендаций являются регуляция качества дошкольного образования, защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентация работы ДОУ на педагогику развития.
Настоящие Рекомендации соответствуют стратегии разработки государственных образовательных стандартов дошкольного образования и могут использоваться работниками системы дошкольного образования Российской Федерации в период до утверждения и введения в действие указанных стандартов.
2. Виды программ.
2.1 Программы подразделяются на комплексные и парциальные.
2.1 Комплексная программа включает все основные направления развития ребенка.
Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.
Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.
3. Общие требования к программам.
Комплексные и парциальные программы для ДОУ должны соответствовать Закону Российской Федерации "Об образовании", Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.
В программах должен соблюдаться светский характер образования.
Программы должны строиться на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
Содержание комплексной образовательной программы (или набора парциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора парциальных программ) должно включать: развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие.
3.5 Программы должны быть нацелены на:
развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.
3.6 Программы должны обеспечивать:
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
эмоциональное благополучие каждого ребенка;
интеллектуальное развитие ребенка;
создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
3.7 Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:
занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности;
свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
3.8 В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и др.).
3.9 Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.
3.10. Программы должны включать описание организации развиваю щей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.
3.11. Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.
4. Требования к сочетанию программ.
Парциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга.
Используемые в педагогическом процессе парциальные программы должны строиться на единых принципах (концепции).
При использовании парциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не допускаются дублирование содержания, противоречия в основных принципах (концепциях) данных Программ.
Набор программ, используемый в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.
5. Региональные требования к программам.
5.1 Региональные (местные) органы управления образованием могут устанавливать дополнительные региональные требования к программам.
Дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, способствовать их переутомлению и дезадаптации.
Тонкости педагогики:
Цели и содержание обучения аудирования в средней школе
Мы понимаем, что речевой общение –процесс двусторонний. То есть аудирование, это не побочный продукт говорения, а его обратная сторона, без которой осмысленное говорение и общение не возможно. Недооценка одной из его сторон, как это происходит с аудированием, самым неприятным образом сказывается на ...
Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначно. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, в переносном - «игра с огнем» - и чего-то необычного - «игра природы» - или случайного - «игра судьбы». Слово «играть» употребляется в значении развлечения, исполнения какого-либо музы ...
Психологические основы непроизвольной памяти младших школьников
Развитие передовой философской общественной и естественнонаучной мысли оказывало свое положительное влияние на разработку специальных вопросов психологической науки, в том числе и вопросов психологии памяти. В связи с этим в развитии отечественной и зарубежной психологии были не только общие черты, ...