Теоретические основания, цели и задачи использования ЕГЭ по английскому языку

Страница 2

Термин «аудирование» был введен в литературу американским психологом Брауном. А в России этот термин был введен З.А. Кочкиной в статье «Что такое аудирование?» в 60-х гг. 20 в. До этого использовался термин «понимание речи на слух» [20].

По определению Роговой Г.В. и Верещагиной И.Н «аудирование» - это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой

Перцептивную, мыслительную, мнемическую деятельность. Перцептивную-

потому что осуществляется восприятие, рецепция, перцепция; мыслительную – потому что ее выполнение связано с основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением, абстрагированием, конкретизацией и др.; мнемическую – потому что имеет место выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти [25;117].

Гальскова Н.Д. и Гез Н.И. охарактеризовали «аудирование» как сложную рецептивную мыслительно-мнемическую деятельность, связанную с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении [23;161].

Зимняя И.А. выделила следующие характеристики аудирования как вида речевой деятельности:

аудирование реализует устное и непосредственное общение;

оно является реактивным и рецептивным видом речевой деятельности в процессе общения;

основная форма протекания аудирования – внутренняя, неравномерная.

Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможностьобщения на иностранном языке. Поскольку речевое общение - процессдвусторонний, то недооценка аудирования, то есть восприятия ипонимания речи на слух, может крайне отрицательно сказаться наязыковой подготовке школьников. Так как часто именнонесформированность аудитивных навыков является причиной нарушенияобщения. Высказывания учащихся о том, что они порой не понимаютобращённых к ним вопросов, подтверждает тот факт, что пониманиюречи на иностранном языке нужно учить специально. Навыкиаудирования формируются только в процессе восприятия речи наслух. При этом есть потребность понимать речь разного темпа,разного интонационного оформления и разного уровня правильности.Всякий, даже самый минимальный, уровень овладения аудированием наиностранном языке предполагает сформированность ряда операций,основополагающих для данного вида речевой деятельности:

1) опознание звукового потока;

2) восприятие значения аудируемых единиц;

3) выявление значимой информации в аудируемом тексте (И.А.Зимняя) В зависимости от конкретных учебных задач и по признаку полнотыпонимания информации различаются два вида аудирования:

аудирование с полным пониманием;

аудирование с пониманием основного содержания текста (И.Л. Бим).

В.П. Кузовлёв, по УМК которого работает большинство общеобразовательных школ на данный момент, выделяет ещё один вид аудирования - аудирование с целью извлечения нужной илиинтересующей информации.

В современной методике аудирование может выступать как цель и как средство обучения. В реальной школьной практике эти две функции,естественно, тесно переплетаются. Аудирование как средствообучения обеспечивает знакомство учащихся с новым языковым иречевым материалом, выступает как средство формирования навыков иумений во всех других видах речевой деятельности, способствуетподдержанию достигнутого уровня владения речью, формируетсобственно аудитивные навыки. Как цель обучения аудированиепонимают, когда учащиеся средствами аудирования получаюткакую-либо информацию. Это может быть текст, фильм и т.д.

При отборе текста для аудирования учитываются его языковыеособенности, содержательная характеристика и композиционныеособенности. При оценке психологических особенностей обучаемого,прежде всего, учитываются его речевой слух, внимание и память,способность к речевой догадке и вероятностному прогнозированию,уровень развития внутренней речи и мотивация.

Как известно, речь – основная составляющая мышления. На основе этого можно сделать вывод, что без овладения речью во всех ее видах невозможно научиться правильно читать, а аудирование – прекрасный способ для тренировки проговаривания. Аналогично дело обстоит и с письмом, где наряду с памятью у человека работает еще и внутренняя речь, и, не отдавая себе отчета, человек проговаривает то, что пишет. Что касается говорения, то, как уже указывалось выше, оно не возможно без умения слушать и понимать речь собеседника, а так как основными формами общения на уроке иностранного языка являются диалог и монолог, то обучение аудированию очень важно для свободной коммуникации учащихся.

Таким образом, мы видим, что аудирование как вид речевой деятельности может выступать как целью, так и средством при обучении аудированию в средней школе.

В Едином Государственном Экзамене аудирование рассматривается как цель обучения. В ЕГЭ по английскому языку включены задания на проверку сформированности умений следующих видов аудирования:

Извлечение необходимой информации (задание B1-В6). По-английски это звучит как listening for specific information или selective listening. Цель данного вида аудирования - вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, игнорируя ненужное. При этом орфографические и грамматические ошибки не учитываются. Продолжительность звучания текстов - две минуты.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Возникновение и развитие педагогики
«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. ...

Развитие интеллекта младшего школьного возраста средствами компьютера
Радикальные изменения, происхо­дящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, спо­собных принимать нестандартные ре­шения, умеющих творчески мыслить, т.е интеллектуально развитых людей. Школа должна подготовить челове­ка думающего и мыслящего, кото­рый не только имеет знания, но ...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством подвижных игр
На основе полученных результатов, на формирующем этапе была организована работа по развитию нравственных качеств детей. Для реализации плана экспериментальной работы с детьми по воспитанию у них нравственных качеств были использованы подвижные игры. Характерной чертой ребенка этого возраста являетс ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru