Сегодня школьная перегрузка достигла уже катастрофических размеров, стала основной внутренней бедой школы. В анекдотической форме это неоднократно подтверждали руководители и правительства, и министерства образования, сообщая, что нагрузка старшеклассников, с учетом всех видов работ и заданий, составляет 167 часов в неделю, притом что в неделе всего 168 часов.
Основной же "внешней" бедой школы стало то, что она уже давно оторвалась от жизни и потому во многом утратила свое образующее влияние. Ибо еще Ушинский писал, что отвернуться от потребностей жизни - значит "сделать школу учреждением бессильным и бесполезным".
В педагогической печати многократно подчеркивалось, что "школа сегодня катастрофически оторвана от жизни". В более мягкой форме это не раз признавал и руководитель образовательного ведомства В.М. Филиппов, отмечая, что "мы лишили ребенка практической ориентации к жизни", что "наше нынешнее образование очень плохое в его практической направленности". Говоря о результатах международного исследования "по поводу практической ориентации знаний", В.М. Филиппов сокрушался: "Мы были поражены, что наши дети оказались в хвосте".
Может ли устраивать общество такое образование? И может ли рассчитывать такое образование на общественную поддержку? Равно как и на поддержку государства, ибо государство тоже постепенно приходит к убеждению, что увеличивать финансовую поддержку образования можно только при условии, если само образование начнет меняться. По крайней мере именно так ставит вопрос "Программа модернизации образования".
Это здравая постановка вопроса - и не только в прагматическом, но и в социокультурном, а шире - в цивилизационном смысле. Образование может работать либо на воспроизводство, либо на развитие общества. Но сегодня оно не способно работать на развитие. Воспроизводство же старого - это стагнация, это воспроизводство и наращивание отставания.
В этом плане вопрос о состоянии нынешнего содержания школьного образования давно уже вышел из педагогической в социальную плоскость. Консервация этого содержания образования имеет два фундаментальных социальных последствия: она, во-первых, заведомо закладывает неконкурентоспособность и социально-экономическое отставание страны; во-вторых, разрушает генофонд нации - здоровье подрастающих поколений. "Мы прямо утверждаем, - написано в декларации Красноярской ассоциации педагогов, - наши перегруженные и захламленные учебные программы - преступление против детства!"
Все последние девять лет образовательный стандарт выстраивался РАО как средство консервации школьного образования. И именно это вызывало резкую общественную аллергию как к проводимой стандартизаторской работе, так и к самой идее введения стандарта. Между тем стандарт может и должен быть инструментом не консервации, а развития образования. В том-то и состояла генеральная целевая установка Временного научного коллектива "Образовательный стандарт", созданного Министерством образования в апреле 2002 года, чтобы сделать стандарт фактором не торможения, а развития - развития личности, образования, а следовательно, в конечном итоге и страны. В этом главная цель и суть нового подхода к образовательному стандарту, принципиально нового взгляда на его роль и значение.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» “Российская Федерация в лице федеральных (центральных) органов государственной власти и управления в рамках их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников”.
Как указывается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»[33], модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В Концепции подчеркивается также, что важнейшими задачами воспитания является «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования направлен на реализацию основной цели общего среднего образования - подготовку разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной позиции в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самобразованию и самосовершенствованию.
Тонкости педагогики:
Экспериментальное исследование воображения детей старшего
дошкольного возраста
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МОУ ДО "Центр развития ребенка - д/с №345", общеразвивающего вида. Количество испытуемых 30 человек, по 15 человек из экспериментальной и контрольной групп. Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развити ...
О способах, измерения длин
Большинство детей шести-семи лет знают, что для определения длины предметов их надо измерить. Часть детей правильно указывает, что метром измеряют длину и высоту стола, шкафа и т.д. Дети, не знающие общепринятых мер, говорят, что измерения производят линейкой, палкой, меркой, клееночкой такой с циф ...
Роль образования в развитии российского общества
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.[2] В современном мире значен ...