Экспериментальное исследование воображения детей старшего дошкольного возраста

Современная педагогика » Особенности воображения в дошкольном возрасте » Экспериментальное исследование воображения детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МОУ ДО "Центр развития ребенка - д/с №345", общеразвивающего вида. Количество испытуемых 30 человек, по 15 человек из экспериментальной и контрольной групп.

Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития творческого воображения, логического мышления и памяти у детей дошкольного возраста. Для этого была использована методика Е. Торренса "Неполные фигуры".

Тест креативности.

Цель: определить, насколько высок уровень развития творческого воображения у детей исследуемой группы.

Оборудование: бланк N1 (см. Приложение 1)

Ход занятия:

Детям было предложено следующее задание.

Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

Обработка результатов (см. Приложение 1): Все работы детей можно поделить на 4 подгруппы:

1 подгруппа - оригинальные изображения во всех 3х случаях.

2 подгруппа - оригинальные изображения в 2х случаях.

3 подгруппа - оригинальные изображения в одном случае.

4 подгруппа - нет оригинальных изображений.

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по каждой группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

Вывод:

Полученные результаты показали, что в экспериментальной группе присутствуют работы в основном 3, 4 подгруппы. Оригинальных изображений выполнено мало (2 рисунка). В контрольной группе детей также мало оригинальных изображений (3 рисунка).

Наиболее часто встречаются в созданных детьми обеих групп изображениях образы:

Круг - солнце, шарик;

Квадрат - телевизор, портфель, дом;

Треугольник - елка, дом, человек.

Методика "Домик" используется для определения развития произвольности внимания у детей шестилетнего возраста (см. Приложение 2).

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, и захочет их исправить, то экспериментатор должен это зарегистрировать. Кроме того, по ходу выполнения задания нужно фиксировать отвлекаемость ребенка, а также отметить, если он левша.

В группу с относительно хорошим развитием произвольности следует отнести детей, получивших не более 1 балла.

Тест: "Лишний предмет" направлен на оценку образно-логического мышления (см. Приложение 3).

Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках - это хороший уровень развития образно-логического мышления.

Итак, рассмотрев организацию и методы исследования перейдем к анализу результатов экспериментального исследования.

Далее с детьми экспериментальной группы проводили формирующий эксперимент, целью которого было развитие творческого воображения в процессе изобразительной деятельности. Для этого использовались следующие методики:

упражнение "Три краски"

модифицированный тест Роршаха

упражнение "Волшебники" (Н.А. Сакович "Практика сказкотерапии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста")

Упражнение "Три краски".

Цель: развитие фантазии, образного мышления, художественное восприятия и воображения у детей.

Оборудование: краски и бумага.

Ход занятия:

Ребенку предлагали взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. Потом ответить на вопросы:

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Методические требования к организации урока математики в работе с младшими школьниками с ЗПР
Урок - это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все новые компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, средства, методы, организация. Особенности урока математики обусло ...

Интонационные средства
Интонация – это сложный комплекс элементов, таких, как интенсивность. Методика, логическое ударение, пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота. Они входят в понятие «интонация», поэтому ставить эти элементы в один рад с термином «интонация» нельзя. Произнося фразу, мы используем ...

Методы и организация исследования
В работе использованы следующие методы исследования: 1. Метод анализа и обобщения литературных источников. 2. Анкетирование. 3. Метод шкалирования. Используя метод анализа и обобщения литературных источников, мы изучили 27 литературных издания. Нами освещены результаты трудов наиболее известных авт ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru