Вузы Германии подчинены одной из 16 федеральных земель, причем каждая имеет собственные законы в сфере высшего образования. В общем вузов в стране насчитывается 383, из них 80 частной формы собственности. Негосударственные вузы, производящие обучение в Германии, в обязательном порядке должны иметь государственную лицензию на преподавание.
Обучение в государственных вузах Германии бесплатное. Однако, начиная с 2005 года, Конституционный суд страны постановил, что каждый регион имеет право самостоятельно решать, платным или бесплатным будет обучение. Так, уже в 2006–2007 годах земли Северный Рейн-Вестфалия, Нижняя Саксония, Баден-Вюртемберг, Гамбург, Бавария и Саар ввели плату за обучение, которая составляет 500 евро/семестр. В частном вузе стоимость обучения составляет от 10 000 до 20 000 евро/год, поэтому здесь обучается всего 3% всех студентов.
В Германии установлены общие стандартные правила поступления в высшие учебные заведения. Своего рода допуском к обучению в университете является диплом Abitur, который выдается по результатам учебы в гимназии или в общей школе по программе гимназии и обычно позволяет поступить в университет без экзаменов. При приеме на обучение престижным специальностям решающее значение имеет средний балл школьного аттестата абитуриента, а также учитываются некоторые социальные факторы. Если на обучение в высшем учебном заведении претендентов больше, чем мест, то принимаются лучшие, а остальные записываются в очередь; они могут получить место для обучения в следующем году. Несколько лет назад некоторые престижные университеты сделали исключение из этого правила — при поступлении на ряд факультетов (в особенности на медицинский) абитуриенту все же необходимо сдать вступительные экзамены и принять участие в конкурсе. В ближайшее время прогнозируется дальнейший рост числа вузов, практикующих систему конкурсного отбора среди абитуриентов. Распределением мест на престижные специальности в университетах занимаются не вузы, а специальное ведомство — “Zentralstelle für die Vergabe von Studienplätzen”.
Тонкости педагогики:
Описание выборки и методик обследования
Диагностическая работа является важным направлением педагогического сопровождения опекунских семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Цель диагностики – информационное обеспечение процесса сопровождения опекунских семей с целью выбора средств, методов и форм оказани ...
Общенаучные методы прогнозирования в педагогике
К общенаучным методам прогнозирования объектов всех без исключения наук относится весь арсенал средств, которыми располагает в настоящее время логика научного исследования: эмпирические методы - наблюдение, измерение и эксперимент; теоретические - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, ан ...
Особенности реализации информатизации в начальной школе
В связи с изменением экономической жизни, изменилась и структура образования. Наряду с основной формой обучения выделился блок, в котором информатику как обязательный предмет начинают изучать с первого класса по одиннадцатый. В этой связи актуальными становятся вопросы создания учебных программ неп ...