Таблица 1
Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на исследование состояния словаря.
№ |
Параметры исследования |
Среднее количество баллов | |
ЭГ |
КГ | ||
Исследования пассивного номинативного словаря |
4 |
4,9 | |
Исследования пассивного атрибутивного словаря |
3,1 |
4,7 | |
Исследования пассивного предикативного словаря |
3 |
4,5 | |
Исследования активного номинативного словаря |
2,9 |
4,2 | |
Исследования активного атрибутивного словаря |
2,8 |
4,1 | |
Исследования активного предикативного словаря |
3,1 |
4,0 | |
Исследования синонимии |
2,8 |
4,0 | |
Исследование антонимии |
3 |
4,2 | |
Исследование классификации |
3,2 |
4,2 |
По результатам выполненных заданий по исследованию состояния активного и пассивного словаря у дошкольников в экспериментальной и контрольной группе были высчитаны средние баллы, которые представлены в таблице 1.
У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются снижения объема активного и пассивного словаря. Но пассивный словарь не так снижен по сравнению с активным, хуже всего сформирован активный атрибутивный словарь, средне групповой балл 2,8, что говорит о низкой границе среднего уровня. Это можно объяснить тем, что в нормальном онтогенезе словарь прилагательных формируется позже, чем словарь существительных и глаголов, что выявлено исследованиями А.Н. Гвоздева [9]. А при нарушенном речевом развитии эта особенность еще более выражена, что подтверждено исследованиями В.А. Гончаровой [10].
Проведя сравнительный анализ результатов исследования синонимии-антонимии дошкольников с нормой речевого развития и дошкольников с ОНР, можно сделать следующие выводы: процесс формирования лексической системности и структурирование антонимических и синонимических полей у дошкольников с ОНР и у детей с нормальным речевым развитием протекает неравномерно и отстает по времени. Об этом свидетельствуют количественные данные. Наличие большего количества неточных ассоциаций у детей с ОНР, в сравнении с детьми без речевой патологии, указывает на ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова и на трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков. Это объясняется недостаточной активностью процесса поиска слова. В свою очередь это приводит к использованию слов более общего значения. Однако задание на подбор синонимов вызывали трудности у детей обеих групп, что характеризуется более поздним формированием синонимии в онтогенезе. Но дети экспериментальной группы (средний балл группы 2,8) при подборе синонимов часто давали ассоциации, не свойственные детям контрольной группы (средний балл группы 4). Например, были даны ассоциации по типу "часть-целое", по фонетическому сходству, а так же много повторов и отказов, что связано с несформированностью ядра и большой связью с периферией семантического поля. Все это отличает реакции на подбор синонимов от реакций на подбор антонимов.
Тонкости педагогики:
Влияние анализаторов на усвоение детьми действий связанных с количеством
Успешное формирование счетной деятельности, особенно на ранних ступенях развития, возможно лишь при участии движений, речи, взаимодействии всех анализаторов. Двигательный компонент (показ на предметы счета, круговое движение рукой при подведении итога) проходит свой путь развития: - вначале ребенок ...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
По мнению Б.Д. Эльконина дошкольный возраст 3-4 лет является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразован ...
Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической
педагогике
личность воспитание коллектив социальный Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качес ...