Длина: длинный, короткий.
Обозначения цветов: красный, розовый, зеленый, желтый, голубой,
белый, сиреневый, коричневый, оранжевый, черный.
Сила: сильный, слабый.
Тактильные ощущения: твердый, мягкий
Температура: горячий, холодный.
Толщина: толстый, тонкий.
Форма: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный.
Ширина: широкий, узкий.
В. Исследование словаря глаголов.
Кто что делает: мальчик рисует, умывается, играет, обувается; девочка ест, причесывается, стирает, помогает, чистит зубы, кормит щенка, одевается, моет посуду, застегивает, покупает, продает; строитель строит, кошка спит, доктор лечит, учитель читает, дворник подметает, повар варит.
Кто как передвигается: едет, плавает, летит, ползет, идет, бежит, прыгает, стоит, сидит, лежит, скачет.
Что чем делают: ножом режут, топором рубят, молотком забивают гвозди, пилой пилят, лопатой копают, ручкой пишут, кистью красят, метлой подметают, утюгом гладят, иглой шьют, удочкой ловят рыбу.
Оценка активного словаря:
5 баллов - правильно называет от 227 до 274 слова
4 балла - правильно называет от 179 до 226 слов
3 балла - правильно называет от 131 до 178 слов
2 балла - правильно называет от 83 до 130 слов
1 балл - правильно называет от 35 до 82 слова
II Исследование словаря синонимов и антонимов
1. Исследование словаря синонимов
Цель: Исследовать словарь синонимов.
Процедура: Логопед называет словосочетания, ребенку предлагается заменить их близкими по значению.
Инструкция: "Послушай внимательно и подбери слово, близкое по значению".
Материалом исследования являются слова:
Огромный, радостно, сообразительный, печалиться, смелый, горе, доктор, глядеть, плясать, скакать.
Оценка называния синонимов:
5 баллов - подобрал синонимы к 9 - 10 словам
4 балла - подобрал синонимы к 7 - 8 слов
3 балла - подобрал синонимы к 5 - 6 словам
2 балла - подобрал синонимы к 3 - 4 словам
1 балл - подобрал синонимы к 1 - 2 словам
2 Исследование словаря антонимов
Цель: Исследовать словарь антонимов.
Процедура: Логопед называет слова, ребенку предлагается заменить их словами, противоположными по значению.
Инструкция: "Послушай слова и подбери слово-"неприятель"".
Материалом исследования являются слова: большой, слабый, хороший, грустный, узкий, день, бежать, радость, громко, низко.
Оценка называния антонимов:
5 баллов - подобрал антонимы к 9 - 10 словам
4 балла - подобрал антонимы к 7 - 8 словам
3 балла - подобрал антонимы к 5 - 6 словам
2 балла - подобрал антонимы к 3 - 4 словам
1 балл - подобрал антонимы к 1 - 2 словам
III Исследования семантической структуры слова и лексической системности
Источник: методика Архиповой Е.Ф. [2]
Цель методики: исследование семантической структуры слова.
Классификация предметов
Цель: Исследовать умение классифицировать предметы по группам.
Процедура: Логопед называет слова, ребенку предлагается заменить их словами, противоположными по значению.
Инструкция: "Разложи картинки на две группы и назови их".
Материалом исследования являются группы предметных картинок с изображением:
1 гр.: мебель - насекомые; 2 гр.: посуда - звери; 3 гр. дикие животные-домашние животные; 4 гр. птицы-насекомые
Тонкости педагогики:
Обучение иностранных студентов
Германия занимает третье место в мире по количеству иностранных студентов, численность которых достигает 150 тыс. человек. Иностранные студенты обучаются на равных условиях с гражданами Германии, т.е. обучение в государственных вузах является для них бесплатным (в том числе, в случае получения втор ...
История представлений о мышлении, альтернативных
психологическим
Рассмотрим основные вехи истории развития представлений о мышлении как о проектируемой, целенаправленно организуемой деятельности, выделенные Г.П. Щедровицким. Безусловно, системные представления не являются открытием ХХ века. Их можно найти в седой древности. Слово «система» появилось в Древней Гр ...
Новые социальные требования к системе российского образования
Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать о ...