Наибольших затрат времени в деятельности преподавателя требуют анализ, выбор и отбор содержания учебного материала по предмету, а также переработка учебного материала при подготовке к уроку.
Учебным материалом мы называем ту часть конкретного социального опыта, подлежащую усвоению за единицу учебного времени, которая воплощена в тексте учебника, речи учителя и других средствах обучения.
Функциями методического анализа учебного материала являются выявление и преодоление трудностей понимания и усвоения учащимися новых знаний, умений; конструирование деятельности учащихся по овладению новой системой понятий и способов деятельности.
Цель методического анализа учебного материала состоит в том. Чтобы определить приемы, способы и формы репрезентации отобранного содержания учебного материала, направленные на преодоление трудностей его понимания и усвоения учащимися.
Объектом методического анализа учебного материала являются содержание учебной информации, методы, методики и технологии обучения.
Предметом методического анализа учебного материала являются приемы, методы редуцирования и представления содержания учебного материала с учетом психологических способностей учащихся к пониманию, запоминанию и усвоению учебной информации.
Под методическим анализом учебного материала технических дисциплин следует понимать мыследеятельность преподавателя по выявлению понятийного состава, структуры и логики учебного материала и выполнению его методической переработки с учетом специфики формируемых технических понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности учащихся.
Продуктом методического анализа учебного материала является дидактически редуцированный и методически обработанный учебный материал, представленный, например, в форме опорного конспекта, рабочего листа, рабочей тетради, метаплана, алгоритма, инструкционной карты, тестов, схемы, плаката и т.д.
Структура методического анализа учебного материала
Процедура и последовательность проведения методического анализа учебного материала технических дисциплин следующие:
Подбор учебного материала, результатом которого является выбор педагогом конкретного учебника (или учебников, или иной информации) для представления учебного материала к уроку;
Структурно-логический анализ учебного материала – выделение элементов знаний (учебных элементов), их классификация, а также установление связей и отношений между ними;
Методическая редукция учебного материала, представляющая собой прием, или совокупность приемов, применяемых для трансформации содержания учебного материала или отдельного понятия в форму, удобную для его усвоения учащимися. По своей сути, методическая редукция – это трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания учащихся. Выделяют следующие приемы методической редукции:
Лингвистическая трансформация учебного материала;
Вербальность и метафоричность формулировок;
Элиминация менее важных аспектов из содержания учебного материала;
Мнемотехника;
Операциональные определения;
Остенсивные определения технических понятий.
Определение состава предметно-познавательных действий учащихся. Для определения процедур учебной деятельности учащихся по усвоению понятий выявляют содержание и строение тех конкретных действий ученика, посредством которых он может быть введен в область знаний данной темы;
Выбор средств, методов и форм обучения, для осуществления которого необходимо знание следующих дидактических условий:
Структура и логика содержания учебного материала по конкретной теме урока;
Учебно-познавательные возможности учащихся (знание опорных понятий, развитие мышления);
Тонкости педагогики:
Эффективность интерактивных форм обучения
Решение новых задач, стоящих перед системой образования, связано с созданием и использованием наиболее эффективных методов обучения и воспитания учащихся. Речь идет о методах, активизирующих обучаемых, побуждающих их к самостоятельной и творческой деятельности. Но что такое большая или меньшая эффе ...
Пестушки, потешки, прибаутки как средство формирования личностных качеств
ребенка раннего возраста
Пестушки, потешки, прибаутки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Пестушки (от слова «пестовать» - воспитывать) связанны с наиболее раним периодом развития ребенка. Мать, ра ...
Теоретическое обоснование понятия СДВГ
Накопленный исследователями опыт говорит не только об отсутствии единого названия для данного патологического синдрома, но и об отсутствии единого мнения о факторах, ведущих к возникновению синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Анализ доступных источников информации позволяет выделить ряд ...