Формирование нравственных ценностей старшеклассников в новом информационном пространстве

Современная педагогика » Исследование ценностных ориентаций старшеклассников » Формирование нравственных ценностей старшеклассников в новом информационном пространстве

Страница 1

Развитие новых информационных технологий обеспечивает прогрессивное развитие образовательно-воспитательных методик. Вместе с тем в условиях информационного развития общества приобретает особую актуальность процесс формирования нравственных ценностей старшеклассников при максимально полном использовании возможностей информационной культуры в развитии личности. Об этом свидетельствуют прогнозы, предопределяющие информационные аспекты развития человечества в XХI веке.

Формирование системы нравственных ценностей школьников теснейшим образом связано с воспитанием личности, с её социализацией. Решающая роль в этом процессе отводится как семье, так и образовательным учреждениям, но не менее важным представляются окружающая индивида общественная среда, массовая культура в целом.

Глобальная информатизация всех сфер человеческой жизни несет в себе не только позитивные моменты. Исследователи отмечают опасность снижения нравственных ориентиров в условиях масштабного увеличения информационных потоков без должного критического осмысления. Особенно это касается формирующейся личности, в частности старшеклассника. Последний, имеет необходимые знания и возможности для получения разнообразной информации, но зачастую не может отобрать необходимую. Таким образом, и это признается большинством общественности, информационный бум играет скорее негативную роль в развитии личности. Позитивное влияние на личность старшеклассника нового информационного пространства сдерживается рядом противоречий, связанных с: возникновением когнитивного диссонанса, развивающегося как следствие несоответствия между получаемыми в школе установками и внешней информацией; отсутствием защитных механизмов, оберегающих личность старшеклассника от некорректного вмешательства, навязывания каких-либо нежелательных позиций; недостаточной сформированностью нравственных ценностей и отсутствием эффективных методов соответствующей работы в школе; все более укрепляющимися идеями о том, что новая информационная среда негативно сказывается на нравственном развитии личности.

Вышеперечисленные противоречия пересекаются в важнейшей на сегодняшний день педагогической проблеме, связанной с необходимостью поиска путей нравственного становления личности в условиях новой информационной реальности.

В настоящее время вопросы, связанные с формированием у учащихся старших классов системы нравственных ценностей в контексте информационного взрыва изучены недостаточно, что и обусловливает актуальность темы исследования.

Формирование нравственных ценностей у старшеклассников рассматривается как непрерывный процесс, включающий развитие интеллектуально-нравственного сознания и духовно-нравственного поведения как открытой социально-педагогической системы общеобразовательной школы, взаимодействующей со всеми социальными заведениями, участвующими в нравственном становлении личности школьника. Ведущей идеей исследования является положение о том, что в новом информационном пространстве многоступенчатый процесс формирования нравственных ценностей будет эффективным, если базируется на системном взаимодействии социально-педагогического, социально-нравственного и духовно-нравственного подходов.

Социально-педагогический подход, состоит в организации поэтапного принятия решений, посредством которых рационально сочетается удовлетворение собственных предпочтений старшеклассника и потребностей общества.

Социально-нравственный подход, предполагает определение путей для оптимального решения задач, которые ставит общество и государство перед формирующейся личностью старшеклассника.

Духовно-нравственный подход, способствует реальной оптимизации процесса формирования у развивающейся личности школьника индивидуального стиля в культуросообразной образовательной среде.

В современных условиях создание культуросообразной образовательной среды в наибольшей степени зависит от формирования толерантного информационного пространства. Именно в нем происходит интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Важным источником данного процесса является целенаправленная работа по отбору тематики и содержания культурологического материала в свете общечеловеческих нравственных, культурных и других ценностей, которая должна осуществляться, прежде всего, в контексте идеи личностно-ориентированного воспитания старшеклассников.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Игровая среда групп раннего развития
Игрушки и детская игра тесно связаны между собой. Игрушка способствует появлению того или иного вида игры, и сама игра, в свою очередь, развиваясь, требует все новых игрушек. Игрушка должна быть эстетичной и гуманистичной, безопасной и экологичной, должна соответствовать возрастным особенностям и р ...

Формы организации современного школьного обучения
Основной формой организации обучения в современной школе является урок. Однако в течение урока преподаватель реализует различные способы подачи учебного материала: объяснение новых разделов, решение задач, проверка домашних заданий, диалоговое общение. Таким образом, можно считать, что управляющая ...

Принципы подбора растений в разных возрастных группах
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детск ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru