В современной школе урочная форма обучения является основной. Эта форма предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены.
Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью учащихся управляет педагог, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит учебным процессом относительно постоянной по составу группой учащихся (класс) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. В нашей стране уроки физической культуры проводятся 3 раза в неделю и имеют 45 минутную продолжительность (кроме учащихся первых классов) (6, с. 98).
В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации уроков: по основной дидактической цели; по основному способу их проведения; по основным этапам учебного процесса (17, с. 155).
Классификация по основному способу проведения подразделяет их на уроки: в форме беседы; в форме лекции; в форме экскурсии; самостоятельной работы учащихся; лабораторных и практических работ; сочетания различных форм занятий (24, с. 135).
Если же за основу классификации берутся основные этапы учебного процесса, выделяют уроки таких типов: вводные; первичного ознакомления с материалом; образования понятий, установления законов на практике; повторения и обобщения; контрольные; смешанные или комбинированные (24, с. 136).
В бесконечном потоке множества уроков можно отметить известную повторяемость и вычленить структуры уроков, встречающихся чаще других. Таким образом, определяются структуры уроков различных типов:
1) комбинированные (смешанные);
2) уроки изучения новых знаний;
3) уроки формирования новых умений;
4) уроки обобщения и систематизации;
5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;
6) уроки практического применения знаний, умений (20, с. 56).
Задачи урока, его содержание и структура, методы обучения – все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Современный учитель свободен в своем выборе построения урока. Важно, чтобы на уроке была достигнута главная цель обучения.
На уроках физической культуры применяются здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:
1) Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2) Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
3) Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.
Тонкости педагогики:
Понятие игровых технологий
Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет. Ф. Шиллер Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошк ...
Письменная речь и задачи ее развития
Проблема формирования письменной речи у детей до сих пор является актуальной. Недостаточный уровень сформированности письменной речи негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала, проявляется в различного рода трудностях, испытываемых д ...
Организация опытно-экспериментальной работы
Каждый учитель, приходя в класс, стремится сформировать у младших школьников интерес к чтению книг и умение читать самостоятельно, но не всегда и не всем это удаётся. Основные причины неэффективности обучения чтению состоят в том, что в школе нет детских книг. Да и методика обучения чтению не нацел ...