Словарь
Огнищанин – богатый, знатный человек.
Подъездной – сборщик княжеских доходов.
Тиун – управляющий князя (судья).
Рядович – слуга, работающий по договору (ряду).
Смерд – крестьянин свободный.
Холоп – человек по своему положению близкий к рабу.
Борть – дупло с пчелами.
Продажа – штраф за преступление в пользу князя.
Купа – денежная ссуда.
Закупа, наймит – смерд, получивший ссуду, зависимый.
Денежные знаки
Гривна – около 200 граммов серебра.
Ногата – 1/20 гривны.
Куна – 1/25 гривны.
Резан – 1/50 гривны.
Вереница – 1/100 гривны.
Статьи документа
18. Если убьют огнищанина, то с убийцы взыскивается 80 гривен; за убийство княжеского подъездного также платить 80 гривен.
21. А за убийство княжеского тиуна – 80 гривен, а за старшего конюха при стаде – также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.
22. За княжеского старосту или смотрителя за сельскими работниками – 12 гривен, а за княжеского рядовича – 5 гривен.
23. А за убийство смерда или холопа – 5 гривен.
24. Если сожгут княжескую борть или выкрадут пчел, то платить 3 гривны.
25. Если покрадут хлеб с гумна или из ямы, сколько бы ни было воров, взыскать с каждого по 3 гривны и по 30 кун продажи.
65. А кто распашет полевую межу или срубит межевой столб – 12 гривен продажи.
70. Если закуп бежит от господина, то полный холоп…
71. Если наймит, получающий ссуду, возьмет у хозяина плуг или борону, то за продажу их он должен заплатить.
73. …Если господин бьет закупа за дело, то без вины есть; если бьет не смысля, пьян, без вины, то как свободному платить, так и закупу.
78. За покражу сена или дров – 9 гривен, а хозяину за каждый воз по две ногаты.
79. Если кто сожжет гумно, то выдается князю с головою и со всем имением, за коего наперед взыскивается убыток хозяина, а остальным располагает князь.
103. Если смерд умрет без детей, то наследство князю; если буду у него дочери дома, то дать часть на них; если же замужем, то не давать части.
104. А если боярин или из боярской дружины, то князю наследство не идет; если не будет сыновей, то дочери возьмут.
Вопросы
Что такое “Русская правда”?
Какие группы населения названы в этом документе?
Кто работал в княжеском хозяйстве? (ст.70,71,73,103)
Каково положение закупа? холопа? смерда?
Кто управлял княжеским хозяйством? (ст.18,21,22)
Какого рода преступления караются по статьям 65,78,79?
Как сопротивлялись закабаляемые смерды? (ст.79)
Какие выводы о социальном характере общества можно сделать на основании статей 18,21 и 23?
Какой общественный строй показан в “Русской правде”?
Ученики читают документ по частям, а учитель объясняет необычные выражения и фразы, задает вопросы для проверки степени понимания его содержания: о чем рассказано в отрывке? Что означает это слово? Как вы понимаете смысл этого предложения? Лишь затем осуществляется повторное чтение и разбор документа по частям. Ответы учеников должны быть полными исчерпывающими, а выводы подтверждены ссылками на документ.
На уроках истории в среднем звене ученикам надо дать представление об отличии документальных исторических источников от литературных произведений, песен-сказаний и повествований. Так, при разборе мифов Древней Греции выясняется, что в них вымышленного, а что происходило в жизни греков.
Выразительность документа усиливается, если удается соединить его содержание с наглядным изображением.
К.Б. Умбрашко предлагает свою методику работы с документами для развития творческого мышления учащихся. В результате анализа документа в сознании учащихся формируются исторические понятия. Они “не должны усваиваться как готовые знания; они возникают в сознании школьников в результате логического выведения или построения”.1
Тонкости педагогики:
Соотношение личного творчества учителя и творчества ученика на занятиях
керамикой
Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической, цветовой, пластической. Личное творчество учителя является искрой, зажигающей огонь детского творчества, поэтому каждый учитель обязан находиться в постоянном поиске и делиться с учениками своими достижениями. Тот, кто не учится ...
Содержание коррекционно-педагогической работы по изучению и устранению
проблем формирования игровой деятельности
В целях всестороннего и целостного изучения детей учителя и воспитатели тщательно изучают анамнестические данные, документацию, представленную на ребенка, проводят его медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Одним из методов обследования является сбор анамнестических св ...
Анализ
образовательной деятельности ливенского филиала ФГОУ ВПО «Госуниверситет
- УНПК»
Город Ливны является городом областного подчинения (образован в 1586 году) и расположен в 150 км к юго-востоку от областного центра на берегу реки Сосна. Особенностью территории можно считать удалённость от областного центра. С близлежащими городами Орлом, Ельцом налажено транспортное сообщение (ав ...