Интерактивные методы обучения весьма эффективны при проведении семинарских занятий. Среди них, прежде всего можно выделить "метод обсуждения в малых группах". Например, при освещении предмета и метода экономической теории целесообразно три этапа развития экономической мысли излагать, опираясь на три малые группы, на которые разбивается аудитория. При раскрытии сущности хозяйственных систем возможно традиционную, командно-административную, рыночную и смешанную системы характеризовать силами малых групп. Анализируя деятельность фирм в предпринимательском процессе, достоинства и недостатки предпринимательских структур рассматривать с позиций конкретных подгрупп и т.д.
Обсуждение в малых группах имеет следующие преимущества:
участники осуществляют лучший контроль над своим обучением, чем при традиционном восприятии материала;
поощряется участие каждого;
участники менее зависимы от преподавателя;
метод позволяет усилить усвоение и разъяснение нового материала посредством дискуссии.
При проведении обсуждения в малых группах необходимо учитывать следующий механизм:
задание данной группе должно быть предельно ясным;
группа должна быть осведомлена о временных рамках дискуссии;
участники должны выслушивать друг друга, даже если они не согласны с тем, что говорят другие;
в дискуссии не должны доминировать один или два человека;
группа должна состоять из четырех- семи человек;
вопросы могут направлять дискуссию;
каждый должен быть вовлечен в дискуссию;
возможно распределение ролей среды участников группы.
Использование метода приводит к следующим результатам:
дает возможность участникам изложить свои идеи в малых группах;
улучшает навыки решения проблем;
дает возможность участникам учится у друг у друга;
повышает у участников чувство ответственности при обучении.
Весьма эффективен такой интерактивный метод обучения экономики, как ролевая игра.
Ролевая игра имеет ряд преимуществ:
отражает реальную экономическую жизнь хозяйственных объектов;
стимулирует интерес к рассматриваемой проблеме;
увлекательна для участников группы.
При проведении ролевой игры необходимо учитывать, что она спонтанна и не имеет никаких предписаний, которым нужно следовать ( за исключением механизма проведения игры); актеры должны хорошо понимать свою роль для успешного завершения игры.
Процесс проведения игры включает в себя следующее:
подготовить актеров так, чтобы им были понятны их роли и ситуация;
создать такой климат, чтобы наблюдатели узнали, что представляет из себя ситуация;
обсудить впечатления от увиденного и провести опрос обучающихся о том, чему они научились, остановиться на основных моментах игры.
Варианты проведения семинарских занятий в нетрадиционной форме могут быть самыми различными. Это "мозговой штурм", "пресс-конференция", "эстафета", "сюжетно-ролевая игра", "диспут", "творческая мастерская", "конкурс шпаргалок", "творческая гостиная", " семинар-встреча" и др.
Использование интерактивных методов обучения студентов специализированным дисциплинам позволяет привлечь интерес как к профильным предметам, так и к реальным процессам; сформировать у них потребность занимать активную жизненную позицию; адаптировать к сложным условиям.
Тонкости педагогики:
Подходы к определению содержания и методов физического воспитания
старшеклассников, ориентированного на приоритет здоровья
Проблема формирования и сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из основных в любом обществе, думающем о своем будущем. В России еще в 1800 году появилось первое учебное пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него полезно, что вредно» (59), ориентирующее на и ...
Принципы обучения
Дидактические принципы – основные положения, которые лежат в основе содержания, организации и методов учебного процесса. Современная педагогическая наука в качестве основополагающих принципов выделяет: принцип сознательности и активности обучаемых, суть которого состоит в том, что подлинную сущност ...
Преподавания как деятельность
Преподавание – один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и опосредованной ...