Согласно рейтингам жизненных ценностей, построенных на основе изучения мнений различных групп школьников, здоровье входит в тройку наиболее важных. Основой для данного вывода послужили материалы анкетирования десятиклассников г. Таганрога. В опросе, который проходил в октябре 2007 г., приняли участие 58 подростков. Опрошены учащиеся двух школ. Такой выбор респондентов оправдан тем, что основная гипотеза исследования состояла в изучении влияния специальных образовательных программ в базовых школах на ценностные установки подростков, их образ жизни. При ответе на вопрос: "Насколько проблема здоровья важна для Вас?" ответы распределились следующим образом. Треть опрошенных считают эту проблему самой важной. Почти 50% респондентов отметили, что она не менее важна, чем другие. Для 20% данная проблема имеет ситуативный характер, о ней вспоминают, когда испытывают недомогания. Только 4% опрошенных не считают ее значимой. Различий в ответе на вопрос между юношами и девушками не наблюдается.
Признание важности проблемы непосредственно связано с самооценкой состояния здоровья. Как ни парадоксально, здесь прослеживается прямая зависимость, а не обратная. Так, среди подростков, которые часто болеют, больше тех, кто не считает эту проблему значимой. Респонденты, считающие ее самой важной, чаще, чем другие, определяют свое здоровье как отличное, то есть болеют очень редко.
Прямая зависимость прослеживается в соотнесении представлений об актуальности вопроса и частоты обращения к врачам Респонденты, признающие первостепенную важность проблемы, чаще обращаются к врачам, по сравнению с теми, для кого она менее значима. И наоборот, те, кто ставит ее в один ряд с другими, реже посещают медицинские учреждения. Таким образом, ответы фиксируют не обеспокоенность реальным состоянием здоровья, а тем, что оно рассматривается как определенная ценность. Этот вывод можно дополнить анализом следующих зависимостей.
Респонденты, занимающиеся спортом, чаще отмечают актуальность данного вопроса, по сравнению с теми, кто этим не занимается. Такое представление формируется под влиянием множества социальных факторов, среди которых школьные программы не имеют самостоятельного значения, а влияют на систему ценностей во взаимосвязи с другими.
Анализ здоровья в качестве жизненной ценности может быть дополнен изучением мнений школьников о содержательных характеристиках здорового образа жизни. Представления о нем для двух третей респондентов связаны с занятиями спортом. Более половины опрошенных ассоциируют такой образ жизни со здоровым сном, почти столько же - отмечают отсутствие вредных привычек и полноценное питание. Казалось бы, судя по "правильным" ответам школьников, картина вырисовывается хорошая. Но вот что интересно: часть подростков включает в понятие "здоровый образ жизни", например, физические упражнения и курение; юноши отождествляют его с мифом о супермене, который неотразим в сексуальном плане; они более терпимы, чем девушки к распространению вредных привычек. Представления школьниц менее противоречивы, и они более соответствуют традиционным стереотипам о том, что здоровый образ жизни помогает поддерживать хорошую работоспособность и предупреждать заболевания. Мнения курящих и некурящих подростков, употребляющих и не употребляющих пиво, существенно различаются. Так, некурящие упоминают о занятиях спортом, соблюдении режима дня, отказе от вредных привычек, закаливании, профилактике заболеваний. А курящие и употребляющие пиво значительно чаще других включают в перечень безопасный секс.
Анализ статистических зависимостей свидетельствует о том, что решающим фактором формирования здорового образа жизни не на словах, а на деле является отношение к распространению вредных привычек. И немудрено, судя по ответам юных респондентов, что курение или употребление алкоголя формируют терпимое отношение к формам девиантного поведения, отрицательно влияющим на здоровье. Отношение старшеклассников к данной ценности в рамках исследования изучено при помощи суждений, которые объединены в четыре группы: суждения о здоровье как условии достижения других целей; о возможности управления ресурсом здоровья; фиксирующие противоречия стереотипов и об отношении к девиациям. Респонденты могли выбрать один вариант из предлагаемых: "согласен", "не согласен", "затрудняюсь ответить". Отрадно, что подавляющее большинство участников опроса не согласны с тем, что забота о здоровье - это проблема пожилых людей (см. табл. 1 в Приложении). Почти такое же единодушие вызвало мнение о том, что его "нельзя купить". Но несмотря на это, четверть школьников не считает здоровье важнейшим условием жизненного успеха, а треть - фактором внешней привлекательности. Да, 60% десятиклассников, по их мнению, придерживаются здорового образа жизни, но 15% их сверстников высказывают противоположное суждение, 25% - затруднились ответить, а 10% считают, что подобным образом жить скучно, утомительно и бессмысленно, они не видят смысла в том, чтобы отказывать себе в удовольствиях (см. табл. 2 в Приложении). Опрос зафиксировал то, что приверженность здоровому образу жизни зависит от личного выбора юных горожан, их возможностей самоконтроля над поведением и привычками.
Тонкости педагогики:
Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании
Изготовления изделий художественной керамики - это ремесло и искусство, дошедшее до нас из глубины веков. Глина преданно служила человечеству на всем пути его долгой истории. Пластичность глины, ее способность после обжига превращаться в прочный и водостойкий материал, привлекли к ней внимание чело ...
Практическая работа
социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях
общеобразовательной школы
Профилактическая работа была организованна в ходе прохождения государственной практики в группе учащихся МОБУ СОШ с. Уткалево Белорецкого района Республики Башкортостан с 26 января по 14 февраля 2009 года. Основные методики, используемые в данной работе по профилактике подростковой наркоманиии, явл ...
Рекомендации по работе с
историческими документами
В работе с историческими источниками важно все: какой источник выбрать, как составить вопросы для его анализа, в какой форме провести этот анализ, как организовать его так, чтобы ребята выполняли задания с удовольствием, чтобы у них появились уважение к источнику и желание вновь обратиться к подобн ...