Умения, необходимые для сдачи ЕГЭ

Страница 2

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

соотнесение своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.1

С 2001г. школьные выпускные экзамены по ряду предметов, в том числе по истории, стали проводиться как в традиционной форме, так и в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). Назначение ЕГЭ двоякое – выявить уровни подготовки по истории выпускников школы с целью их итоговой аттестации, а также отбора для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения. Этим определяется комплексный характер экзаменационной работы. С ее помощью необходимо проверить как владение базовыми знаниями, так умения анализировать исторические источники, систематизировать и излагать материал, рассматривать версии и оценки событий прошлого. В работу включаются задания разной степени сложности, предполагающие разные виды деятельности. Экзамен проводится в письменной форме. Это, естественно, предъявляет повышенные требования к изложению ответов. 2

Члены авторской группы по разработке контрольно - измерительных материалов ЕГЭ Л.И. Ларина, Е.А. Гевуркова, Г.В. Клокова в своей статье “ Что показал Единый государственный экзамен по истории”1 подчеркивают, что задания по работе с источниками оказались весьма сложными для выпускников.

Правильные ответы по содержанию источников XVII – XVIII вв. составляют всего 25-50%, по XIX в. – 20-25%, по XX в. – 20-30%, на обобщение итогов анализа документа – 20-30%, но в некоторых заданиях таких ответов лишь 10-20%. Еще более сложными оказались задания с открытыми развернутыми ответами на применение имеющихся знаний по истории в связи с ответами на вопросы к документам – в среднем 20-30% по одним вопросам и от 15 до 20% по другим.

Делая выводы, авторы, в частности, указали: “В работе с документами лучше проявилось умение извлечь необходимую информацию из текста, слабее – применить исторические знания к конкретной ситуации источника”. Еще одно слабое место – работа по соотнесению конкретно-исторических знаний с обобщенными (понятия, идеи, концепции). Выпускникам трудно “подтвердить общие рассуждения фактами, аргументами и, наоборот, вывести определенные суждения на основании конкретного, фактического изложения материала”. Авторы отмечают, что по ответам “чувствуется отсутствие должного умения работы с историческим документом даже в такой несложной сфере, как наиболее полное извлечение необходимой по заданию информации из текста, не говоря уже о более глубоком анализе.

Проблема, поднятая авторами, не нова, но, пожалуй, впервые она сформулирована в связи с переходом Единому государственному экзамену. Сами авторы не дали никаких методических рекомендаций по работе с источниками, так как советы учителям по “ привлечению определенного круга источников”, “специальному обучению работать” с ними и необходимости уделять этому “значительное внимание в учебном процессе” рекомендациями назвать нельзя.

Совокупность требований к исторической подготовке выпускников средней школы в единстве ее содержательных и деятельностных компонентов представлена в следующем перечне.

Хронологические знания, умения работать с хронологией: 1.1 называть даты важнейших событий и процессов; 1.2 составлять хронологические и синхронистические таблицы; 1.3 характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий.

Знание фактов, работа с фактами: 2.1 называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

Работа с источниками: 3.1 читать историческую карту с опорой на легенду; 3.2 использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории; 3.3 проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; 3.4 высказывать суждение о назначении, ценности источника; 3.5 характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника; 3.6. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Обследование детей младшего школьного возраста – констатирующий этап эксперимента
Задачи констатирующего этапа: диагностика психических процессов обследование моторики и письма В ходе констатирующего эксперимента было проведено обследование устной речи, письменной речи и диагностика уровня развития психологической базы речи детей младшего школьного возраста. Изучение психологиче ...

Формирование федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» подготовлен и принят в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-20 ...

Рекомендации по совершенствование методической работы в МДОУ детский сад №4 г.Карталы
В соответствии с целью и задачами методической работы в дошкольном учреждении, выделены основные критерии её эффективности. Мониторинг состояния методической работы в МДОУ осуществляется по следующим критериям: -обеспечение профессионального непрерывного развития педагогов, повышение их творческого ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru