Работа с книгой на уроках биологии

Страница 2

Овладение умением работать с учебником имеет большое значение для выполнения учащимися домашнего задания, где фактически он выступает в роли основного источника знаний [Трайтак 2004].

Организация учебной деятельности школьников с учебником в большей степени определяется особенностями учебника. Важно учитывать, что учебники биологии VI—VIII классов имеют в основном описательный характер, в них мало теоретических обобщений. Так, в них дается описание строения и функций клеток, тканей, органов, систем органов, организмов, процессов жизнедеятельности, характеристики отделов (типов), классов, семейств, видов, этапов и направлений эволюции, природных сообществ и др. В то же время от класса к классу возрастает доля объяснительного текста, все большее место занимает материал о сущности биологических явлений, о закономерностях живой природы, раскрываются основные положения теорий. В старших классах биологические теории используются для объяснения биологических явлений, для формулирования мировоззренческих выводов о материальном единстве природы, единстве органического мира, о естественных причинах явлений живой природы [Калинова 1989].

Таким образом, в учебниках биологии раскрываются разнообразные научные факты, система биологических понятий, закономерностей, теорий, отражаются пути использования теоретических обобщений в практике народного хозяйства.

Однако учебники биологии сами по себе мало способствуют организации учебной деятельности школьников. Как правило, изложение материала в каждом параграфе носит повествовательный характер, редко начинается с постановки проблемы, с формулирования задания для учащихся, вопросы и задания ставятся в конце параграфа. В учебной книге мало вопросов и заданий, ориентирующих школьников на обучение работе с текстом и внетекстовыми компонентами (оглавление, предисловие, приложение, иллюстрации). В связи с этим большое значение приобретает составление специальных заданий для работы с текстом, рисунками, вопросами учебника на уроках. При составлении заданий, направленных па организацию учебной деятельности школьников на уроке, следует учитывать психологические особенности учащихся, уровень их развития и общей подготовки, особенности раздела курса биологии. Важно помнить, что работа с учебником не должна быть ведущей и занимать много времени [Конюшко 2004].

Система заданий по организации познавательной деятельности учащихся с учебником должна способствовать не только усвоению ими основного содержания, по и формированию учебных умений. Овладение умениями, в свою очередь, будет оказывать положительное влияние на усвоение школьниками знаний, позволит нормализовать их учебную нагрузку.

Страницы: 1 2 


Тонкости педагогики:

Отношение к патриотическому воспитанию в России и Америке
Слова "патриот", "патриотизм" на всех европейских языках звучат схоже и основой для них являются греческие: patriotes – соотечественник и patris – родина. Для всех, живущих на земле, эти слова означают привязанность и любовь к месту жительства или к месту своего рождения, к свое ...

Школа как пример образовательного учреждения
Примером образовательного учреждения возьмем школу. Широкое и интенсивное развитие инновационных (новообразованных) процессов, наблюдаемое в отечественном образовании, реальные и практические изменения в деятельности школ естественным образом сопровождаются и обеспечиваются существенными изменениям ...

Организация работы по изучению измерений с детьми шестого года жизни
Изучение детей пятилетнего возраста, пришедших в старшую группу из разных семей и дошкольных учреждений, а также воспитывающихся в однокомплектных детских садах, показывает значительную пестроту их знаний. Но все дети этого возраста проявляют интерес к математическим знаниям, в частности к счету. О ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru