Необходимость применения наглядности в преподавании изучаемых в школе предметов в настоящее время признается всеми.
Наглядное преподавание провозглашалось многими педагогами с давних времен,
В XVII в. Ян Амос Коменский писал в «Великой дидактике»: «Если мы намерены насадить в училищах истинное и достоверное знание вещей, то мы вообще должны стараться обучать всему помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».
Современные научные данные психологии говорят о том, что успешность усвоения значительной части школьных предметов предполагает у учащихся наличие достаточно живых и точных представлений [Трайтак 2004].
Однако, несмотря на всеобщее признание наглядности в обучении, и в особенности естественным наукам, широкого и ясного понимания принципов наглядности в методической литературе не дается.
Методисты дореволюционной школы понимали под «наглядностью» только демонстрацию таблиц и иллюстраций, считая отцом такой наглядности Я. А. Каменского [Верзилин 1974].
Они отделяли от наглядности демонстрацию натуральных предметов, или «предметность», введенную Песталоцци. Методисты, сторонники «исследовательского метода», выдвигали вместо наглядности и предметности «моторность», «двигательную проработку знаний», т. е. работу учащихся с натуральными объектами [Трайтак 2004].
Такие выводы получились от неправильного, узкого понимания наглядности и ошибочного увлечения «исследовательскими методами».
В настоящее время, познав в недавнем прошлом на практике всю ложность и вред увлечений единственными «совершеннейшими» методами, мы ни в какой мере не можем признать правильным такое отношение к наглядности. Используя на уроках все многообразие методов, необходимо оценить принцип наглядности во всем его многообразии, дав ему более расширенное толкование.
На разных уроках в зависимости от проходимого материала должны быть и работа учащихся с учебником, демонстрация опытов и таблиц, живой образный рассказ. Ни от одной формы наглядности не следует отказываться, все они, примененные на своем месте, нужны нашей школе [Якунчев 2008].
Таким образом, преподавание становится наглядным, когда учащимся предоставляется для рассмотрения какой-либо предмет — живой, мертвый или его изображение, независимо от того, демонстрируется ли он издали или дается в руки учащимся.
Более того, целесообразно включить в понятие наглядности и образный рассказ учителя (конечно, условно).
Исходя из этих предпосылок, можно представить применение наглядности в преподавании биологии, в следующих формах.
Натуральная (предметная) форма наглядности:
1. Работа с предметом (живым, засушенным, законсервированным).
2. Рассматривание демонстрируемого предмета (живого, за сушенного) .
Изобразительная форма наглядности (модель, таблица, рисунок, схема).
Словесная форма наглядности (чтение отрывков из художественных описаний, документального материала, сообщение о своих опытах учащихся, образный рассказ учителя).
В преподавании биологии, в зависимости от материала в разных темах могут иметь место все эти формы наглядности, и умелое их применение будет способствовать лучшему восприятию учащимися сообщаемых им знаний [Трайтак 2004].
1.Натуральная или предметная форма наглядности на уроках биологии занимает первое место. Следует дать учащимся конкретное представление о материальных явлениях жизни растений и животных, об определенных видах, их органах.
К натуральным объектам относятся: различные живые животные — наиболее ценные пособия; более доступные неживые животные и их части в виде .влажных препаратов, скелетов, чучел (или тушек), коллекций засушенных животных. Неживые животные используются как демонстрационный материал, так и в качестве раздаточного, выдаваемого на руки учащимся; микропрепараты различных животных, изучаемые при помощи микроскопа или лупы [Пугал 2000].
Наибольшей наглядности мы можем достигнуть не в классе, а среди природы, знакомя учащихся с растениями в естественных условиях их жизни — на экскурсиях в лесу, ноле или на уроках на школьном ботаническом участке [Трайтак 2004].
Тонкости педагогики:
Значение произведений “материнской поэзии”для формирования личности ребёнка
раннего возраста
Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk – народ – и lore – мудрость. Начало ее связанно с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Осознание это выражалось в неразрывно слиты ...
Правовое воспитание
В широкую сферу нравственного воспитания трудных подростков включается и правовое воспитание. Таких учащихся особое значение имеет реализация принципа неотвратимости наказания. Ни один проступок учащегося не должен пройти мимо внимания педагогического и ученического коллектива. Проводить правовой в ...
Источники краеведческой информации
Краеведческая библиография. Краеведческая библиография, как и библиография вообще, - важнейшее средство информации о вышедшей в прошлом и вновь выходящей литературе. В ее задачи входят выявление, учет, характеристика и пропаганда краеведческой литературы. Основным объектом краеведческой библиографи ...