Изложения и сочинения - основные приемы развития связной письменной речи младшего школьника

Страница 4

1) Описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению ("Яблоко", "Наш класс") или по прошлым наблюдениям ("Яблоня весной и осенью", здесь есть дополнительная, осложняющая задача - элемент сравнения).

2) Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: "Как сделать скворечник" (на уроках труда), "Как посадить дерево".

3) Описание картин природы и других сложных предметов, явлений: "Наша улица утром", "В лесу". Последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.

Во 2-4 классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не совпадает с повествованием.

3. Сочинения на основе прочитанного реализуют межпредметную связь русского языка с "Литературным чтением". Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей, формирования читательской компетенции. В отзыве школьник дает оценку прочитанному. Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее усвоить идейное содержание и художественные детали.

На начальных этапах овладения письменной речью работа над сочинениями очень важна, так как учит умению самостоятельно излагать собственные мысли, подбирать языковые средства, которые позволяют быть адекватно поняты читателем.

В результате анализа учебников по предметам "Русский язык", "Познание мира", "Литература", "Изобразительное искусство", "Музыка" мы определили виды сочинений, их темы и возможности реализации межпредметных связей через использование межпредметного материала, имеющегося в данных учебниках, которые представлены в таблице 2:

Таблица 2.

Вариативное использование межпредметного материала учебных предметов начальной ступени обучения при написании сочинений

Вид сочинения

Тема сочинения

Межпредметный материал, используемый в сочинениях

По картинам

"Озеро"

"Русский язык" - с.239, упр.899;

"Познание мира" - Наш Казахстан,

с.138;

"Изобразительное искусство" -

И. Левитан "Озеро. Русь"

По наблюдениям

"Яблоневый сад"

"Русский язык" - с.155, упр.596;

"Изобразительное искусство" -

И. Левитан "Яблони в цвету",

М. Нурлыбаев "Цветущий яблоневый сад"

На основе прочитанного

"Щедрый человек"

И. Алтынсарин

"Щедрый человек"

Вывод: Основными приемами развития связной письменной речи учащихся в методике считаются изложения и сочинения.

Обучение изложению и сочинению - это актуальный вопрос современной методики преподавания русского языка. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его, а для ребенка это первые попытки выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам, оно заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Вопрос обучения данным видам письменной работы затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, языковой личности.

Страницы: 1 2 3 4 


Тонкости педагогики:

Анализ результатов контрольного эксперимента
Цель: На основе проведенного формирующего эксперимента выявить изменение уровня развития творческого воображения детей с помощью тестов. Снова использовалась методика Е. Торренса "Неполные фигуры". Тест креативности. Цель: определить, насколько сильно изменился уровень развития творческог ...

Цели воспитания
Цели воспитания в современных условиях могут быть сформулированы следующим образом: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности – это воспитание и формирование такой личности, которая сочетает в себе физическое совершенство, духовное богатство и моральную чистоту, рационально проявляет св ...

Качества, характеризующие творческую личность, свойства, черты
Творчество - это созидание нового, это и механизм развития личности. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходи ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru