1) Описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению ("Яблоко", "Наш класс") или по прошлым наблюдениям ("Яблоня весной и осенью", здесь есть дополнительная, осложняющая задача - элемент сравнения).
2) Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: "Как сделать скворечник" (на уроках труда), "Как посадить дерево".
3) Описание картин природы и других сложных предметов, явлений: "Наша улица утром", "В лесу". Последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.
Во 2-4 классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не совпадает с повествованием.
3. Сочинения на основе прочитанного реализуют межпредметную связь русского языка с "Литературным чтением". Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей, формирования читательской компетенции. В отзыве школьник дает оценку прочитанному. Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее усвоить идейное содержание и художественные детали.
На начальных этапах овладения письменной речью работа над сочинениями очень важна, так как учит умению самостоятельно излагать собственные мысли, подбирать языковые средства, которые позволяют быть адекватно поняты читателем.
В результате анализа учебников по предметам "Русский язык", "Познание мира", "Литература", "Изобразительное искусство", "Музыка" мы определили виды сочинений, их темы и возможности реализации межпредметных связей через использование межпредметного материала, имеющегося в данных учебниках, которые представлены в таблице 2:
Таблица 2.
Вариативное использование межпредметного материала учебных предметов начальной ступени обучения при написании сочинений
Вид сочинения |
Тема сочинения |
Межпредметный материал, используемый в сочинениях |
По картинам |
"Озеро" |
"Русский язык" - с.239, упр.899; "Познание мира" - Наш Казахстан, с.138; "Изобразительное искусство" - И. Левитан "Озеро. Русь" |
По наблюдениям |
"Яблоневый сад" |
"Русский язык" - с.155, упр.596; "Изобразительное искусство" - И. Левитан "Яблони в цвету", М. Нурлыбаев "Цветущий яблоневый сад" |
На основе прочитанного |
"Щедрый человек" |
И. Алтынсарин "Щедрый человек" |
Вывод: Основными приемами развития связной письменной речи учащихся в методике считаются изложения и сочинения.
Обучение изложению и сочинению - это актуальный вопрос современной методики преподавания русского языка. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его, а для ребенка это первые попытки выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам, оно заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
Вопрос обучения данным видам письменной работы затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, языковой личности.
Тонкости педагогики:
Социально-психологический аспект имиджа педагога
Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда. Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель некв ...
Формирование связной речи в онтогенезе
Изучением развития речи у детей дошкольников занимались известные ученые и практические работники, работники - педагоги, методисты: Г.М. Лямина, В.А. Петрова, Н.С. Карпинская и д.р. В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общ ...
Качества, характеризующие творческую личность, свойства, черты
Творчество - это созидание нового, это и механизм развития личности. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходи ...