1) Описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению ("Яблоко", "Наш класс") или по прошлым наблюдениям ("Яблоня весной и осенью", здесь есть дополнительная, осложняющая задача - элемент сравнения).
2) Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: "Как сделать скворечник" (на уроках труда), "Как посадить дерево".
3) Описание картин природы и других сложных предметов, явлений: "Наша улица утром", "В лесу". Последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.
Во 2-4 классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не совпадает с повествованием.
3. Сочинения на основе прочитанного реализуют межпредметную связь русского языка с "Литературным чтением". Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей, формирования читательской компетенции. В отзыве школьник дает оценку прочитанному. Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее усвоить идейное содержание и художественные детали.
На начальных этапах овладения письменной речью работа над сочинениями очень важна, так как учит умению самостоятельно излагать собственные мысли, подбирать языковые средства, которые позволяют быть адекватно поняты читателем.
В результате анализа учебников по предметам "Русский язык", "Познание мира", "Литература", "Изобразительное искусство", "Музыка" мы определили виды сочинений, их темы и возможности реализации межпредметных связей через использование межпредметного материала, имеющегося в данных учебниках, которые представлены в таблице 2:
Таблица 2.
Вариативное использование межпредметного материала учебных предметов начальной ступени обучения при написании сочинений
Вид сочинения |
Тема сочинения |
Межпредметный материал, используемый в сочинениях |
По картинам |
"Озеро" |
"Русский язык" - с.239, упр.899; "Познание мира" - Наш Казахстан, с.138; "Изобразительное искусство" - И. Левитан "Озеро. Русь" |
По наблюдениям |
"Яблоневый сад" |
"Русский язык" - с.155, упр.596; "Изобразительное искусство" - И. Левитан "Яблони в цвету", М. Нурлыбаев "Цветущий яблоневый сад" |
На основе прочитанного |
"Щедрый человек" |
И. Алтынсарин "Щедрый человек" |
Вывод: Основными приемами развития связной письменной речи учащихся в методике считаются изложения и сочинения.
Обучение изложению и сочинению - это актуальный вопрос современной методики преподавания русского языка. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его, а для ребенка это первые попытки выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам, оно заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
Вопрос обучения данным видам письменной работы затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, языковой личности.
Тонкости педагогики:
Классный час на тему "Здоровое питание – залог здоровья"
При разрушении веществ в организме происходит окисление сложных органических веществ, входящих в состав тканей и выделение при этом энергии, необходимой для мышечной работы организма, поддержания на определенном уровне температуры тела и других жизненно необходимых процессов. Эта же энергия, освобо ...
Развитие навыков трудолюбия у младших школьников
Трудовое воспитание - это процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них трудолюбия. Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным вне ...
Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере
образования
Существующая в настоящий момент система источников права, которыми регулируются отношения в области образования, включает два уровня нормативно-правового регулирования: «внутренние», российские нормативные правовые акты, и «внешние», международно-правовые акты. В свою очередь, система «внутренних» ...