Характеристика курса ОБЖ

Страница 2

В целом можно сказать, что такая постановка целей курса ОБЖ соответствует потребностям личности, общества и нашего государства на современном этапе развития и должна быть, безусловно, реализована в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения.

Методика преподавания любого школьного предмета – это педагогическая наука о системе процессов обучения и воспитания, знание которой позволяет учителю управлять образовательным процессом.

Соответственно, методика преподавания ОБЖ – наука о совокупности форм, способов и приемов обучения учащихся безопасному поведению в окружающем мире.

Методика преподавания предмета определяется его спецификой, задачами и функциями.

Задачами курса ОБЖ являются:

- формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

- формирование знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания;

- формирование умения определять способы защиты от опасностей, а также ликвидировать негативные, последствия, и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявления опасностей.

Как и другие учебные дисциплины, ОБЖ участвует в осуществлении ряда функций:

- образовательной, суть которой состоит в вооружении учащихся системой знаний, умений, навыков;

- воспитательной, заключающейся в формировании мировоззрения, активной социальной позиции;

- развивающей, сводящейся к развитию творческого мышления;

- психологической, призванной обеспечить подготовку учеников к успешной деятельности в современном мире.

Исходя из задач курса ОБЖ и его содержания, методика преподавания ОБЖ должна отвечать на следующие вопросы: зачем изучать опасности окружающего мира и способы защиты от них? Чему учить? Как учить? Какие методы и способы применять для достижения учебных и воспитательных целей?

Методика исследует и разрабатывает цели обучения ОБЖ, определяет содержание учебного материала по ОБЖ и построение предмета, определяет формы, методы, средства обучения, воспитания и развития школьников. Кроме того, методика обучения БЖ выясняет место и значение ОБЖ как учебного предмета в общей системе обучения и воспитания, а также разрабатывает учебное оборудование, методические рекомендации, указания, методики преподавания отдельных разделов курса ОБЖ.

В структуре методики обучения БЖ можно выделить общую и специальные части. Общая методика рассматривает вопросы преподавания всех разделов ОБЖ, а именно единство содержания и методов преподавания, взаимосвязь между формами учебной работы, преемственность курсов и роль межпредметных связей, целостность и развитие всех элементов обучения.

Специальные (частные) методики рассматривают специальные для каждого раздела вопросы преподавания, связанные с особенностями содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методики подготовки и проведения уроков, экскурсий, внеурочных работ, внеклассных занятий.

Методика преподавания ОБЖ тесно связана с другими науками.

Кроме того, методика обучения ОБЖ связана с безопасностью жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности – междисциплинарная область научных знаний, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасностей среды обитания во всех сферах деятельности.

Под содержанием курса предмета ОБЖ понимается система знаний, умений и навыков, которые приобретает учащийся в процессе обучения данному предмету в определенном типе учебного заведения. На содержание курса предмета ОБЖ влияет целый ряд объективных и субъективных факторов. Объективные факторы определяются в первую очередь нормативными документами, субъективные – конкретными условиями преподавания в том или ином учебном учреждении.

Объем изучаемого материала по курсу ОБЖ вытекает из целей и определяется стандартами образования, где приводится обязательный минимум содержания основных образовательных программ, в том числе по курсу ОБЖ, который предусматривает изучение следующих вопросов.

А) Основное общее образование.

• Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.

Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.

Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Сущность образования как социального института. Источники и факторы его развития
Обычно современные нам педагоги разделяют образование на две отрасли или части: обучение (подготовка к жизни в обществе людей) и воспитание (введение в эту жизнь) (1). Некоторые педагоги понимают обучение как «закачку знаний» в ребенка, а воспитание - как управляемую практику их использования. Друг ...

Модель организации методической работы в МДОУ детский сад №4 г. Карталы
Педагогический коллектив МДОУ детский сад №4 г.Карталы работает в режиме развития. С целью повышения образовательного уровня сотрудников в ДОУ организовано проведение теоретических и практических семинаров. Ведётся планомерная, систематическая и эффективная работа по повышению квалификации, а так ж ...

Квалификационная характеристика социального педагога по работе с семьей
Квалификационная характеристика социального педагога по работе с семьей составлена на основе постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 20 марта 1991 года № 70. Должностными обязанностями семейного социального педагога являются посредничество в системе взаимодейс ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru