Виды интерактивных приемов

Страница 3

знаком "галочка" отмечается информация, уже известная ученику.

знаком "плюс" отмечается новое знание, новая информация

знаком "минус" отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями (он думал иначе).

знаком "вопрос" отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений.

Значение маркировочных знаков трудно переоценить. Получив конкретное задание, ученики начинают вчитываться в текст, искать ответы. Пометки на полях (или инсерт) методический прием, помогающий ученику активно отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Известно, что пассивные ученики просто пропускают то, чего не поняли. Они даже не пытаются разобраться в путанице, которая, возможно, есть в понимании того или иного вопроса. А специальный знак "вопрос" обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Успешные ученики, пользуясь маркировочными знаками, постоянно соотносят новую информацию с имеющимися представлениями.

Заметки на полях учебника следует делать карандашом. Количество маркировочных знаков может меняться в зависимости от возраста учащихся и содержания текстов.

Наименее "работающий" знак - "минус", особенно в 7-8 классе, т.к. не часто встречаются вопросы, по поводу которых ученики что-то думают, а тем более думают иначе.

3. заполнение маркировочной таблицы. Учащимся предлагается составить таблицу, которая имеет 3 колонки: знал, узнал новое, хочу узнать. В каждую из них необходимо внести полученную в ходе чтения текста информацию. При этом записывать важно своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым идет работа (приложение 4).

Маркировочная таблица весьма информативна для учителя. Есть возможность оценить соотношение известного и нового знания у каждого ученика в отдельности. Есть возможность поставить отметку за работу на уроке.

Особенно значима третья колонка. Если из урока в урок она пуста, то это знак самому учителю. Почему ребенка ничего не интересует по данному предмету? Кто в этом больше виноват - ученик или учитель?

Если нет возможности целиком заполнить таблицу на уроке, можно предложить завершить ее дома, а на уроке записать в каждой колонке по одному - два тезиса или положения.

4. коллективный обмен мнениями по поводу прочитанного. Ученики делятся тем новым, что каждый из них узнал, познакомившись с текстом. При этом обязательное требование состоит в том, чтобы ученики подтверждали свои суждения непосредственным обращением к тексту, зачитывали вслух, цитировали. Учащиеся озвучивают вопросы, которые у них остались после работы с текстом, делятся тем, что они еще хотели бы узнать, о чем они думали иначе.

5. возвращение к корзине идей. Учащимся предлагается проверить достоверность первоначальных представлений по обсуждаемой теме. Они сравнивают содержание маркировочной таблицы с тем, что было собрано в корзине идей в начале урока. Если на доске были зафиксированы ошибки, их надо исправить.

В том случае, если на стадии вызова было предложено обсудить юридически значимую ситуацию, представители от групп сравнивают свой первоначальный вариант ответа с окончательным, который получен в ходе работы с текстом учебника.

6. возвращение к первоначальному кластеру. Учащиеся проводят дальнейшую систематизацию материала, дополняют кластер новыми связями и понятиями, которые установлены после прочтения текста учебника или документа.

Выше описаны очень важные приемы, работающие на осмысление. Они помогают учащимся понимать и контролировать собственный процесс познания. Однако, не все возможно в рамках одного урока. Например, не всегда получается вернуться к кластеру. В этом случае работа с ним переходит на дом. Не всегда есть возможность заслушать всех желающих поделиться тем новым, что они узнали, или тем, что еще хотелось бы узнать. В данном случае предложен набор возможных методических приемов, но совершенно очевидно, что все они будут адаптированы учителем с учетом конкретного содержания учебного материала и подготовленности класса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей
В начале ХХ века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты прав детей. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры Мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь. В 1924 году Лига ...

Организация констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился на базе специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида г. Шатура Московской области. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 класса (начало обучения). Учащиеся, участвующие в констатирующем эксперименте, имеют умственную отсталость в степени дебильно ...

Высшие женские учебные заведения
Формирование системы высшего женского образования в России происходило во второй половине ХIХ – начале ХХ веков. Стремление женщин к высшему образованию было обусловлено совокупностью экономических, политических, демографических и социально-психологических причин. Сторонники и противники высшего же ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru